Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О свободных портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Замечание, содержащееся в письме Минэкономразвития России от 18 июня 2015 г. N 16109-ОФ/Д26и, разработчиком учтено.
Проект акта разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 25 декабря 2014 г. N АД-П9-9575.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 13 по 28 апреля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 18 мая по 20 июля 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/21576 (ID проекта: 00/03-24938/04-15/13-13-4). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта, а также проекта акта и сводного отчета замечания и предложения не поступали.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 29 сентября 2016 г. по 5 октября 2016 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. В ходе публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету поступили отзывы от Ассоциации морских торговых портов, Правительства Хабаровского края, ООО "Аэропорт Емельяново", ОАО "Омский аэропорт", ПАО "АЛРОСА", Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Министерства транспорта Пермского края, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края и ФГБУ "АМП Балтийского моря". Представленные указанными участниками публичных консультаций предложения и замечания приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем в отношении проекта акта считаем необходимым отметить следующее.
Представленным для подготовки настоящего заключения проектом акта предлагается установить единые принципы создания и функционирования свободной экономической зоны "свободный порт" (далее - свободный порт), а также общие условия и правила ведения предпринимательской деятельности на территории свободного порта и обеспечения мер государственной поддержки резидентов свободного порта.
При этом по замыслу разработчика предлагаемое проектом акта регулирование должно распространяться на всю территорию Российской Федерации, включая и территорию свободного порта Владивосток, созданного в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон N 212- ФЗ).
Как показал анализ положений представленного разработчиком проекта акта предлагаемое им регулирование практически полностью дублирует регулирование, предусмотренное Федеральным законом N 212-ФЗ, за исключением норм, устанавливающих срок и порядок создания свободного порта*(1).
Согласно части 1 статьи 4 проекта акта свободный порт создается решением Правительства Российской Федерации, принимаемым в форме постановления, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности. При этом постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых предоставляется статус резидента свободного порта; предусматривается положение о применении или неприменении на территории свободного порта таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной правом Евразийского экономического союза; описание границ территории свободного порта; описание границ территории портового участка свободного порта; перечень конкретных мер государственной поддержки из предусмотренных проектом акта, применяемых на территории свободного порта; определение уполномоченного федерального органа.
В отличие от предусматриваемых проектом акта требований к созданию свободных портов, сводный порт Владивосток создан в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, которым, в частности, определены его границы. Кроме того, частью 2 статьи 6 Федеральным законом N 212-ФЗ установлено, что виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток, определяются решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток, а не Правительством Российской Федерации. Также в отличие от предлагаемого проектом акта регулирования, предусматривающего необходимость после принятия Правительством Российской Федерации решения о создании свободного порта заключения между уполномоченным федеральным органом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и администрацией свободного порта соглашения о создании свободного порта, содержащего существенные условия и требования (часть 7 статьи 4 проекта акта), частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривается лишь заключение соглашения между уполномоченным федеральным органом и управляющей компанией только в случае передачи уполномоченным органом своих полномочий управляющей компании.
Поскольку, согласно сводному отчету, предлагаемое проектом акта регулирование позиционируется разработчиком как основополагающее (базовое) и не предусматривает каких-либо исключений в отношении тех или иных территорий, включая и территорию уже созданного свободного порта Владивосток, с момента введения в действие данного регулирования могут возникнуть правовые коллизии.
В этих условиях считаем целесообразным дополнить проект акта нормами, определяющими, что действие предлагаемого проектом акта регулирования не распространяется на свободный порт Владивосток, либо предусматривающими внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 212-ФЗ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, содержащейся в прилагаемых к проекту акта материалах, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем в проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Согласно части 3 статьи 4 проекта акта свободный порт создается на сорок девять лет, а в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ свободный порт Владивосток создается на семьдесят лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.