Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения совместных плановых проверок в отношении резидентов свободного порта Владивосток, а также видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на которые такой порядок не распространяется" (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Минвостокразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Проект акта разработан в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ) и в целях установления некоторых особенностей в организации и проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля деятельности резидентов свободного порта Владивосток, при осуществлении которых плановые проверки проводятся в виде совместных проверок. По информации разработчика предлагаемое проектом акта регулирование затрагивает интересы более 5 резидентов свободного порта Владивосток.
Проектом акта предлагается утвердить Порядок проведения совместных плановых проверок, а также видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на которые такой порядок не распространяется (далее - проект Порядка).
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 28 июля 2015 г. по 10 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 11 августа 2015 г. по 2 октября 2015 г., посредством размещения указанных документов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в сети Интернет по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=38305 (ID проекта: 02/07/07-15/00038305). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения не поступали. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения были получены от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой им была указана информация об учете или причинах их отклонения.
Замечания, содержащиеся в ранее подготовленном заключении об оценке регулирующего воздействия от 4 сентября 2015 г. N 24408-ОФ/Д26и, разработчиком учтены.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 2 проекта Порядка устанавливаются виды государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие положений проекта Порядка. Так, согласно указанному пункту проекта Порядка действие предусматриваемого им регулирования не распространяется на виды государственного контроля (надзора), указанные в части 31 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закон N 294-ФЗ), а также на некоторые виды государственного контроля (надзора), указанные в части 4 Федерального закон N 294-ФЗ.
Например, из-под действия проекта Порядка разработчиком предлагается исключить такие виды контроля (надзора) как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции и федеральный государственный пожарный надзор. Хотя в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные виды контроля (надзора) осуществляются в том числе и в форме плановых проверок (статья 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", соответственно).
При этом действие проекта Порядка предлагается распространить, например, на государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий, в области регулирования государственных цен (тарифов), в области проведения азартных игр и т.д.
В этих условиях остается не ясным, какими критериями руководствовался разработчик при формировании предлагаемого проектом Порядка перечня видов государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие проекта Порядка.
По мнению Минэкономразвития России, при определении видов государственного контроля (надзора), подпадающих (не подпадающих) под действие проекта Порядка, разработчику необходимо учитывать не только виды осуществляемой на территории свободного порта Владивосток предпринимательской и (или) экономической деятельности, но и принцип целесообразности (возможности) совмещения тех или иных видов государственного контроля (надзора) в целях исключения возможных случаев временной приостановки производственной и (или) хозяйственной деятельности в период проведения совместных контрольных (надзорных) мероприятий.
Учитывая изложенное считаем, что проект порядка в этой части нуждается в доработке.
2. Подпунктом "б" пункта 7 проекта Порядка устанавливается, что уполномоченный федеральный орган при принятии решения о необходимости проведения совместной плановой проверки в том числе учитывает, что в проведении совместной плановой проверки одного резидента свободного порта Владивосток должно принимать участие, как правило, не более пяти органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом остается не ясным на основании каких статистических или аналитических данных разработчиком было принято решение о целесообразности одновременного участия в совместных плановых проверках не более пяти органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что буквальное толкование указанного положения проекта Порядка позволяет сделать вывод, что в отдельных случаях (правда не ясно в каких) допускается одновременное участие в проведении совместных плановых проверок и более пяти органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
По нашему мнению, проведение одновременно даже двух плановых проверок может оказаться обременительным для субъектов государственного контроля (надзора), в части возникновения у них не только дополнительных трудовых, но и финансовых затрат, связанных с необходимостью создания приемлемых условий для проведения таких проверок (выделение помещений для проверяющих, обеспечение оргтехникой и т.п.), отвлечением сотрудников от выполнения их прямых обязанностей, а в ряде случаев и с необходимостью временной приостановки производственной и (или) хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным, считаем, что положения подпункта "б" пункта 7 проекта Порядка нуждаются в доработке и обосновании.
3. Пунктом 16 проекта Порядка предусматривается, что в случае выявления при проведении проверки нарушений резидентом свободного порта Владивосток должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившее проверку, обязано сообщить в уполномоченный федеральный орган о выявленных нарушения в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
При этом остаются не ясными цели представления и дальнейшего использования указанной информации, а также правовые последствия ее непредставления или нарушения срока ее представления уполномоченному федеральному органу.
Учитывая предусмотренные статьей 15 Федерального законом от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ полномочия разработчика, считаем указанное положение проекта Порядка излишним и подлежащим исключению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта содержатся положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.