Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии "О порядке введения в действие технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (далее - проект решения и технический регламент соответственно), направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Технический регламент разработан в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79 "О плане разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза" (далее - Решение N 79).
Технический регламент разработан в целях:
- защиты жизни и здоровья людей;
- охраны окружающей среды;
- обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
Требования технического регламента затрагивают интересы производителей, транспортирующих организаций, продавцов и потребителей нефти, владельцев автозаправочных станций, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и иных заинтересованных лиц.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта решения в сроки с 23 ноября 2015 г. по 18 декабря 2015 г., посредством его размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/10/11-15/00042634.
Минэкономразвития России в период с 20 октября 2016 г. по 26 октября 2016 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "НЗНП", ПАО "Газпром нефть", ОАО "Таиф-НК", АО "Независимая нефтегазовая компания", АО "Зарубежнефть", ПАО "Татнефть", ООО "Афипский НПЗ", АО "Нефтехимсервис", АО "ФортеИнвест", ПАО НК "РуссНефть", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), подлежащих рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. К тексту проекта решения имеются следующие замечания.
1.1. Согласно пункту 3 проекта решения обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия указанных в подпункте 2.1 проекта решения, а также продукции, указанной в подпункте 2.3 проекта решения, допускается в течение срока службы продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза.
Вместе с тем в проекте решения пункты 2.1 и 2.3 отсутствуют.
Таким образом, считаем целесообразным доработать редакцию пункта 2 или 3 проекта решения.
1.2. Согласно пункту 6 проекта решения Российской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов поручено обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечней стандартов, указанных в пункте 1 проекта решения.
При этом пункт 1 проекта решения не содержит никакого Перечня стандартов.
Таким образом, считаем целесообразным исключить из данного пункта ссылку на пункт 1 проекта решения, а также выделить Перечень стандартов в отдельное приложение к техническому регламенту и в пункте 6 проекта решения сослаться на него.
2. К тексту пояснительной записки имеются следующие замечания.
2.3. Согласно пункту 4 пояснительной записки к техническому регламенту требования технического регламента затрагивают интересы производителей, транспортирующих организаций, продавцов и потребителей нефти, владельцев автозаправочных станций, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и иных заинтересованных лиц.
Вместе с тем отмечаем, что нефть не реализуют на автозаправочных станциях, поэтому технический регламент не может затрагивать их интересы.
Таким образом, предлагается исключить слова "владельцев автозаправочных станций" из редакции указанного пункта пояснительной записки.
3. К техническому регламенту имеются следующие замечания.
3.4. В пункте 5 пояснительной записки к проекту решения указаны все нормативные технические документы, являющиеся исходными данными для разработки технического регламента. Кроме того, в конце пункта 5 пояснительной записки указано "Иных нормативно - правовых актов, устанавливающих требования к нефти, формам, схемам и процедурам ее оценки в государствах-членах ЕАЭС нет".
Таким образом, полагаем целесообразным исключить фразу "а также других технических регламентов Союза" из редакции пункта 5, подпункта "д" пункта 6, пункта 12 технического регламента, так как разработка других технических регламентов, устанавливающих требования к нефти, не предусмотрена Решением N 79.
3.5. Пунктом 6 технического регламента приводится содержание паспорта.
Так, согласно подпункту "в" пункта 6 технического регламента паспорт должен содержать наименование и обозначение нефти в соответствии с документом, по которому изготовлена (произведена) нефть (при наличии).
Обращаем внимание, что нефть не может поставляться без соответствующей документации. Полагаем, что фраза "при наличии" в указанном случае нецелесообразна.
Вместе с тем обращаем внимание, что содержание паспорта не соответствует требованиям "ГОСТ Р 55971-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. N 103-ст, в то время как на указанный ГОСТ Р приводится ссылка в перечне документов, которые использовались при разработке технического регламента.
Дополнительно стоит отметить, что при проведении приемо-сдаточных операций, паспорт качества нефти должен содержать все показатели, предусмотренные ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия.", утвержденные постановлением Госстандарта Российской Федерации от 8 января 2002 г. N 2-ст.
3.6. Согласно пункту 13 технического регламента методы исследований (испытаний) и измерений, проводимых при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента, устанавливаются в международных и региональных (межрегиональных) стандартах, тогда как в область аккредитации испытательных лабораторий включены методы исследований (испытаний), установленные в национальных (государственных) стандартах.
Обращаем внимание, что принятие международных и региональных (межрегиональных) стандартов приведет к дополнительным расходам на переоснащение лабораторий и (или) привлечение сторонних лабораторий для проведения исследований (испытаний) продукции. Оценить объем дополнительных расходов возможно после принятия данных стандартов.
3.7. Согласно пункту 14 технического регламента "нефть перед выпуском в обращение на территории Союза подлежит оценке соответствия". Оценка соответствия нефти согласно требованиям технического регламента осуществляется в форме испытаний с оформлением паспорта.
Указанные нормы не соответствуют как действующему законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, так и принципам технического регулирования Евразийского экономического союза. В частности, согласно статьям 20, 23, 24, 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено:
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме:
- принятия декларации о соответствии;
- обязательной сертификации.
Срок действия декларации (сертификата) о соответствии о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации (сертификата) о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Согласно пункту 6 Правил учета нефти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 451 на территории Российской Федерации нефть, передаваемая для транспортировки, должна сопровождаться паспортом качества нефти, устанавливающим соответствие значений показателей нефти, полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, составляемым организацией по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.".
Форма паспорта качества нефти утверждена приказом Минэнерго России от 15 августа 2014 г. N 529 "Об утверждении форм по учету нефти" (далее - Приказ N 529).
Указанные нормы российского законодательства регулируют вопросы учета нефти, а не оценки (подтверждения) ее соответствия, ввиду чего не могут быть применены в целях технического регулирования.
Форма паспорта качества нефти, утвержденная Приказом N 529, содержит показатели качества, отличные от показателей, установленных в Приложении N 1 к техническому регламенту.
Кроме того, вышеуказанное положение технического регламента не соответствует положениям пункта 5 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., согласно которым обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным доработать технический регламент в указанной части.
4. Требования к качественным характеристикам нефти при сдаче из системы магистральных трубопроводов, установленные Приложением 1 технического регламента, на практике невыполнимы.
По показателям: массовая доля сероводорода, массовая доля метил- и этилмеркаптанов, массовая доля воды, массовая концентрация хлористых солей установлены требования при сдаче из системы магистральных трубопроводов на переработку выше, чем при приеме от нефтяных компаний в систему магистральных трубопроводов.
Так, в частности, ПАО "Транснефть" не располагает технологическим оборудованием для улучшения качественных характеристик нефти, и будет вынужденно требовать от нефтяных компаний при приеме нефти в систему магистральных трубопроводов качественные характеристики такие же, как и при сдаче из системы магистральных трубопроводов на переработку. В такой ситуации могут возникнуть негативные последствия для бизнеса.
В настоящее время сдача нефти ПАО "Татнефть" в систему магистральных нефтепроводов осуществляется по виду 2 "ГОСТ 31378-2009. Межгосударственный стандарт. Нефть. Общие технические условия", введенным в действие приказом Росстандарта от 24 января 2012 г. N 2-ст (далее - ГОСТ 31378-2009), в то время как технический регламент оговаривает более жесткие требования для нефти - только вида 1. Данное требование приведет к необходимости реконструкции объектов компании и значительному росту эксплуатационных затрат. Дополнительная инвестиционная нагрузка на компанию оценивается на уровне 5 млрд. рублей Увеличение эксплуатационных затрат на уровне 700 млн. руб. ежегодно.
Также в Приложении 1 к техническому регламенту снижена норма по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С - не более 6 млн-1 (ppm). Действующая норма по ГОСТ 31378-2009 - не более 10 млн-1 (ppm). В зависимости от свойств нефти в ней может содержаться определенное количество природных хлорорганических соединений, что составляет фоновые значения, характерные для нефти данных месторождений. При этом для некоторых месторождений содержание природных органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, может составлять до 20 ppm.
Введение завышенных требований (новой нормы) по органическим хлоридам может привести к остановке эксплуатации ряда месторождений с повышенным фоновым содержанием органических хлоридов.
Таким образом, предлагается скорректировать пункты 1 и 2 Приложения 1 к техническому регламенту с исключением дополнительных условий для магистральной транспортировки нефти или ее переработки и установлением значений показателей для нефти вида 2.
Кроме того, в пункте 11 технического регламента необходимо оговорить запрет использования реагентов с содержанием хлорорганических соединений выше естественного содержания в нефти.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.