В соответствии со статьями 53 и 54 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, N 30, ст. 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N 30 (ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615; 2015, N 27. ст. 3957, N 29 (ч. 1), ст. 4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч.1), ст. 82, N 18, ст. 2487, N 22, ст. 3095, N 27 (ч. I), ст. 4160, ст. 4224, N 28, ст. 4558) приказываю:
1. Внести в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), изменения согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Внести в Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), изменения согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Установить, что пункт 7 приложения 1 к настоящему приказу вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.
Министр |
М.Ю. Соколов |
Приложение 1
к приказу Министерства транспорта Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N ___
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147
1. Пункт 1.2 дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"внешнего пилота;";
2. Пункт 2.12 изложить в следующей редакции:
"2.12. Для осуществления обучения на воздушном судне лицо, обучающее лицо должно иметь следующие свидетельства с квалификационной отметкой, позволяющей выполнять функции командира воздушного судна, на котором производится обучение, а также с квалификационной отметкой "инструктор":
для обучения кандидата на получение свидетельства частного пилота - свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота;
для обучения кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота - свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота;
для обучения кандидата на получение свидетельства линейного пилота - свидетельство линейного пилота;
пилота многочленного экипажа - свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота;
для обучения кандидата на получение свидетельства пилота планера - свидетельство пилота планера;
для обучения кандидата на получение свидетельства пилота свободного аэростата - свидетельство пилота свободного аэростата;
для обучения кандидата на получение свидетельства сверхлегкого воздушного судна - свидетельство сверхлегкого воздушного судна;
для обучения кандидата на получение свидетельства внешнего пилота - свидетельство внешнего пилота.
Лицо, занимающееся обучением на пилотажном тренажере, должно иметь или имело ранее квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота.".
3. Пункт 2.15 изложить в следующей редакции:
"2.15. Не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее:
а) возраста 60 лет в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом старше 60 лет; или
б) возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом не старше 60 лет.
При осуществлении эксплуатантом дополнительного ежеквартального медицинского осмотра командира воздушного судна допускается выполнение функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицом, имеющим возраст не более 68 полных лет, при условии выполнения полетов в экипаже с другим пилотом не старше 55 лет".
4. В названии главы VIII слова "пилот-инструктор" заменить словом "инструктор".
5. В пункте 8.1:
в абзаце первом слова "пилот-инструктор" заменить словами "инструктор" в свидетельстве пилота";
в подпункте "а" слова "и соответствовать требованиям" заменить словами "и, в случае проведения подготовки на самолете, вертолете или дирижабле, соответствовать требованиям к знаниям";
в подпункте "в" слова "пилота-инструктора" заменить словом "инструктора";
в подпункте "г" слово "курсантов" заменить словами "обучающихся".
6. В пункте 8.2:
в абзаце первом слова "пилот-инструктор" заменить словом "инструктор" в свидетельстве пилота";
в абзаце втором слова "пилотов-курсантов" заменить словами "кандидатов на получение свидетельств пилотов";
в абзаце третьем слова "пилота-инструктора" заменить словами "инструктора, в том числе в индивидуальном порядке пилотов сверхлегких воздушных судов и частных пилотов";
абзац четвертый исключить.
7. Дополнить пунктами 8.3 и 8.4 следующего содержания:
"8.3. Обладатель свидетельства пилота с квалификационной отметкой "инструктор" при наличии в свидетельстве квалификационной отметки "экзаменатор" может проверять знания, навыки и умения кандидатов на получение свидетельств и их обладателей, на воздушных судах, на которых он имеет право осуществлять подготовку.
8.4. Обладатель квалификационной отметки "Экзаменатор" должен:
а) иметь налет на виде воздушного судна, на котором он будет проверять знания, навыки и умения не менее 500 часов;
иметь налет при выполнении функций инструктора не менее 250 часов;
б) обладать знаниями:
методики проверки знания, навыки и умения;
требований к проверяемым лицам;
методов исправления ошибок проверяемых лиц;
факторов опасности, связанной с проверкой знаний, навыков и умений на воздушном судне;
в) пройти курс обучения по методике распознавания и исправления наиболее распространенных ошибок кандидатов на получение свидетельства пилота, и уметь применять на практике методику выполнения маневров и схем полета, по которой он намерен проводить летную подготовку.".
8. Дополнить главой XX следующего содержания:
"Глава XX. Требования к обладателю свидетельства внешнего пилота
20.1. Обладатель свидетельства внешнего пилота должен:
а) быть старше 16 лет;
б) продемонстрировать знания в следующих областях:
законов и правил, касающихся выполнения функций обладателя свидетельства внешнего пилота;
основ полета;
общих знаний конструкции беспилотных воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;
принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;
эксплуатационных ограничений соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;
эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;
влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);
практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;
предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов для авиации общего назначения; подготовки и заполнения планов полета; правил обслуживания воздушного движения; порядка донесений о местоположении; выполнения полетов в районах с интенсивным воздушным движением;
возможностей человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;
понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; порядка получения и использования метеорологической информации; измерения высоты; опасных метеорологических условий; порядка установки высотомеров;
практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути; пользования аэронавигационными картами;
применения методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;
использования аэронавигационной документации; авиационных кодов и сокращений;
соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других опасных для полета явлений;
для вертолетов - трансмиссии; режима "вихревого кольца", земного резонанса, срыва на отступающей лопасти, динамического опрокидывания и других опасных ситуаций;
для дирижаблей - физических характеристик и практического применения газов; правил обеспечения безопасности при полетах в визуальных метеорологических условиях;
правил ведения связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов; действий при отказе связи;
в) продемонстрировать способность выполнять в качестве командира беспилотного воздушного судна соответствующего вида полеты и маневры, указанные в подпункте "б" пункта 20.3, подпункте "б" пункта 20.4 или подпункте "б" пункта 20.5 настоящих Правил, а также умение:
распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок;
управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;
плавно и точно выполнять все маневры;
принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете;
применять знания в области аэронавигации (самолетовождения);
постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра;
г) иметь действующее медицинское заключение первого, второго или третьего класса.
20.2. Обладатель свидетельства внешнего пилота при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции командира или иного внешнего пилота беспилотного воздушного судна соответствующего вида и типа (класса). Внешний пилот может осуществлять оперативное техническое (предполетное) обслуживание беспилотного воздушного судна, на котором он выполняет полеты.
20.3. Кроме требований, установленных в пунктах 20.1 и 20.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства внешнего пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":
а) должен иметь налет на беспилотном самолете не менее 25 ч или 20 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве внешнего пилота самолета, в который засчитывается не более 15 ч налета на тренажере;
должен иметь не менее 5 ч самостоятельного налета на беспилотном самолетах под руководством обладателя свидетельства внешнего пилота с квалификационной отметкой "инструктор" в соответствии с запрашиваемой квалификационной отметкой.
В общий налет может засчитываться 10% налета на других видах воздушных судов, кроме дирижабля и свободного аэростата, но суммарно не более 10 ч;
б) должен пройти летную подготовку на беспилотных самолетах под руководством внешнего пилота, имеющего квалификационную отметку "инструктор", в ходе которой он получает опыт эксплуатации беспилотных воздушных судов в следующих областях:
распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок;
предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета;
полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора;
распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него;
полеты на критически высоких воздушных скоростях;
взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре;
полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового и наземного оборудования;
полет при имитации отказа двигателя;
соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
20.4. Кроме требований, установленных в пунктах 20.1 и 20.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства внешнего пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "вертолет":
а) должен иметь налет на вертолете не менее 25 ч или 20 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве внешнего пилота вертолета, в который засчитывается не более 15 ч налета на тренажере;
должен иметь не менее 5 ч самостоятельного налета на вертолетах под руководством внешнего пилота, имеющего квалификационную отметку "инструктор".
В общий налет засчитывается 10% налета на других видах воздушных судов, кроме дирижабля и свободного аэростата, но не более 10 ч;
б) должен пройти подготовку на вертолетах под руководством внешнего пилота, имеющего квалификационную отметку "инструктор", в ходе которой он получает опыт эксплуатации в следующих областях:
распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок;
предполетная подготовка, включая расчет массы и центровки, осмотр и обслуживание вертолета;
вывод на начальном этапе из режима вихревого кольца; действия при падении оборотов несущего винта;
маневрирование на земле и опробование двигателя; висение; взлеты и посадки: в нормальных условиях, с попутным и боковым ветром, а также с площадок, имеющих уклон;
взлеты и посадки с минимальной потребной тягой;
техника взлета и посадки на максимальном режиме;
быстрые торможения;
методов счисления пути и, при их наличии, радионавигационных средств; полет при имитации аварийной обстановки, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки;
заход на посадку в режиме авторотации;
соблюдение правил ведения связи и фразеологии.
20.5. Кроме требований, установленных в пунктах 20.1 и 20.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства внешнего пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "дирижабль":
а) должен иметь налет не менее 25 ч в качестве внешнего пилота на беспилотных дирижаблях, включая:
не менее 5 взлетов и 5 посадок до полной остановки на аэродроме;
не менее 5 ч полета в качестве внешнего пилота, выполняющего функции командира беспилотного воздушного судна под контролем командира беспилотного воздушного судна;
б) должен пройти летную подготовку на дирижаблях под управлением внешнего пилота, имеющего квалификационную отметку "инструктор", в ходе которой он получает опыт в следующих областях:
распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок;
предполетная подготовка, включая расчеты массы и центровки, осмотр и обслуживание дирижаблей;
методы и процедуры выполнения взлета, включая соответствующие ограничения, порядок действий в аварийной обстановке и используемые сигналы;
взлеты, посадки и уход на второй круг;
техника взлета в максимальном режиме (с учетом пролета препятствий);
навигация, счисления пути и радионавигационных средств;
порядок действий в аварийной ситуации, распознавание утечек газа, включая имитацию отказов оборудования дирижабля;
правила ведения связи и фразеологии.".
Приложение 2
к приказу Министерства транспорта Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N ___
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 32
1. Пункт 5 дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"Свидетельство внешнего пилота;";
2. Подпункт "б" пункта 8 дополнить абзацем седьмым следующего содержания: "для обладателей свидетельств внешних пилотов, строкой ниже, с выравниванием по левому краю слова "Обладатель свидетельства продемонстрировал способность использовать радиооборудование беспилотной авиационной системы (The holder of this licence has demonstrated competence to operate R/T equipment UAS)";"
3. В приложении 1 после формы пилота Свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна дополнить формой Свидетельства внешнего пилота:
"Форма свидетельства внешнего пилота
Лицевая сторона свидетельства |
Оборотная сторона свидетельства |
4. В приложении 3:
а) в пункте 2 после слов "частного пилота" дополнить словами "свидетельства внешнего пилота";
б) в пункте 4 после слов "частного пилота" дополнить словами "свидетельства внешнего пилота";
в) пункт 6 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "В свидетельство, предоставляющее право выполнять функции члена экипажа воздушного судна, вносится квалификационная отметка "Экзаменатор".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.