Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФТС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Проект акта разработан в инициативном порядке и в целях наделения таможенных органов правом самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства на всей территории Российской Федерации для проведения проверки товаров и документов на них без привлечения органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 30 января 2015 г. по 17 марта 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 28 мая 2015 г. по 27 июля 2015 г., посредством размещения указанных документов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в сети Интернет по адресу: regulation.gov.ru/p/20247 (ID проекта: 00/03-22742/01-15/18-13-4). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения не поступали. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения были получены от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
В целях подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 12 ноября 2015 г. по 20 ноября 2015 г. Отзывы по проекту акта и сводному отчету поступили от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Российского союза промышленников и предпринимателей, Евразийской ассоциация владельцев магазинов беспошлинной торговли и Ассоциации европейского бизнеса, учтенные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Так, нарушение пункта 23 Правила проведения оценки регулирующего воздействия замечания и предложения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков не были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета.
Кроме того, по проекту акта имеются следующие замечания.
Проектом акта предлагается наделить разработчика правом самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства, осуществляющие перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, не только в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, но и в иных местах на территории Российской Федерации для проведения таможенного контроля.
При этом следует отметить, что разработчиком в сводном отчете не четко сформулированы цели и задачи предлагаемого проектом акта регулирования, а также не приведены убедительные доводы и обоснования необходимости наделения его указанным правом и статистические данные о количестве случаев незаконного перемещения через границу Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров. Из представленных материалов остается не ясным какие конкретно проблемы возникают в настоящее время у разработчика при применении им норм действующей редакции статьи 21 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Кроме того, ни проект акта, ни представленные разработчиком дополнительные материалы не позволяют понять, в каких конкретно иных местах на территории Российской Федерации (в любом месте автомобильных трасс, на территории городов и населенных пунктов и т. п.) и какими силами разработчиком предполагается реализовывать предусматриваемое проектом акта право. Также разработчиком не приведены в сводном отчете оценка изменения трудозатрат и (или) потребностей в иных ресурсах в связи с предлагаемым регулированием (раздел 8 сводного отчета), а также оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (раздел 9 сводного отчета) и перечень необходимых для достижения заявленных целей регулирования организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий (хотя в представленных дополнительных материалах разработчиком было указано на необходимость внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения").
По мнению участников публичных консультаций, введение в действие предлагаемого проектом акта регулирования также может повлечь за собой риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий.
Предоставляемое разработчику проектом акта право самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства, осуществляющие перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах на территории Российской Федерации для проведения таможенного контроля, непосредственно может повлиять на безопасность дорожного движения, поскольку такая остановка может осуществляться в неприспособленных для этого местах (на обочине автомобильной дороги, непосредственно на проезжей части и т. п). При этом следует иметь в виду, что останавливаемые транспортные средства могут относиться к крупнотоннажным или крупногабаритным.
Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение безопасности дорожного движения возложено на полицию.
Таким образом, остановку автомобильных транспортных средств на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, сотрудники которых обладают профессиональными знаниями и подготовкой и наделены соответствующими полномочиями.
Кроме того, законодательством Российской Федерации четко регламентированы полномочия сотрудников полиции, связанные с остановкой автомобильных транспортных средств, установлены места, в которых автомобильные транспортные средства могут быть остановлены, а также основания такой остановки.
В соответствии с приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" для остановки сотрудниками полиции транспортного средства должно иметься необходимые основания: данные о совершении нарушения, выполнение распорядительно-регулировочных действий; необходимость использования транспортного средства; необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции и др. Остановка для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, может осуществляться только на стационарных постах дорожно-патрульной службы.
Четкая регламентация законодательством Российской Федерации контрольно-надзорных функций связана с необходимостью соблюдения необходимого баланса интересов как государства в лице его контрольно-надзорных органов, так и подлежащих контролю субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи наделение таможенных органов правом самостоятельной (без участия органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения) остановки транспортных средств, не только противоречит положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", но и может негативно отразиться на безопасности дорожного движения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, содержащейся в прилагаемых к проекту акта материалах, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.