Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании и поддержании в постоянной готовности локальных систем оповещения" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее проект акта направлялся разработчиком письмом от 17 июля 2014 г. N 43-3230-14. По итогам рассмотрения указанной редакции проекта акта Минэкономразвития России подготовлено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия от 11 августа 2014 г. N 19194-ОФ/Д26и.
Редакция проекта акта, представленная письмом от 3 ноября 2015 г. N 43-5249-11, была доработана в соответствии с предложениями федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций.
Проект акта разработан взамен постановления Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и в целях повышения эффективности оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Проектом акта предполагается установление требований к созданию локальных систем оповещения (далее - ЛСО) в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 1 июня 2015 г. по 20 июля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 25 августа 2015 г. по 8 сентября 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта - 00/03-26328/05-15/6-13-3.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком не соблюдены.
Так, степень оценки регулирующего воздействия была определена разработчиком как низкая.
Однако проектом акта устанавливаются требования по созданию в районах размещения опасных производственных объектов I и II классов ЛСО в зонах действия поражающих факторов аварий, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в декларациях промышленной безопасности, таким образом изменяя требования действующего законодательства Российской Федерации, что обуславливает среднюю степень оценки регулирующего воздействия.
Одновременно Минэкономразвития России обращает внимание на следующие риски, возникающие в случае принятия предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с информацией, указанной разработчиком в пояснительных материалах к проекту акта, предлагаемое регулирование направлено на реализацию пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", согласно которому Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности (далее - ОПО), особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности ЛСО.
Вместе с тем необходимо отметить, что указанной статьей Правительство Российской Федерации и иные федеральные органаны государственной власти Российской Федерации не наделяется полномочиями по разработке и утверждению проекта акта.
Таким образом, представляется, что необходимые основания для разработки проекта акта отсутствуют.
2. Действующая в настоящее время редакция постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" предусматривает создание ЛСО только организациями, в ведении которых находятся ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения, и последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей.
Пунктом 1 проекта акта устанавливаются требования по созданию ЛСО на ОПО. Следует отметить, что на территории Российской Федерации эксплуатируется значительное количество ОПО. Например, ОАО "Газпром" эксплуатируется более 2500 ОПО, ПАО "ЛУКОЙЛ" - более 250 объектов, ООО "Башнефть-Добыча" - 89 объектов*(1).
При этом часть из указанных ОПО расположена в малонаселенных регионах страны (например, тундра и иные районы Крайнего Севера), что ставит под вопрос целесообразность вложения средств с целью создания ЛСО на объектах, расположенных в указанных территориях. Кроме того, к ОПО относятся в том числе промысловые (межпромысловые) трубопроводы, длина которых в ряде случаев составляет 23 тыс. км.*(2)
Одновременно стоимость создания одной ЛСО может составлять 100 млн. руб.*(3), таким образом оснащение соответствующими системами 250 ОПО может быть оценено в 25 млрд. руб.
Учитывая изложенное, предлагается доработать проект акта в части внесения, изменений, направленных на сужение перечня ОПО, в отношении которых вводится требование по созданию ЛСО, например, исключить из сферы регулирования пунктов 1-3 проекта акта взрывопожароопасные объекты, в радиусе 5 км от которых отсутствуют населенные пункты.
3. Необходимо отметить, что в проекте акта отсутствуют указания на минимальное расстояние от ОПО до населенных пунктов, которое потребует создание ЛСО, либо ссылки на нормативные правовые документы, которые позволяют определить указанное расстояние.
С учетом аргументации, приведенной в пункте 1 настоящего заключения, представляется целесообразным дополнить пункт 2 проекта акта соответствующим положением.
3. Дополнительно обращаем внимание на то, что в проекте акта отсутствует переходный период, необходимый для реализации организациями требований проекта акта, что также требует доработки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Учитывая изложенное, в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
О.В. Фомичев |
-------------------------------------------
*(1) Данные предоставлены указанными организациями.
*(2) Данные ООО "Башнефть-Добыча".
*(3) Данные ПАО "ЛУКОЙЛ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.