Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления охранных зон линий и сооружений связи" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях уточнения порядка установления охранных зон в отношении линий и сооружений связи в части унификации порядка подачи заявления на установление охранных зон и процедуры принятия уполномоченным органом решения по такому заявлению.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 по 18 июня 2015 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 31 июля 2015 г. по 1 сентября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта - 00/03-26445/06-15/4-18-3.
Пунктом 7 сводного отчета указано, что действие проекта акта будет распространяться на уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации, владельцев объектов связи и владельцев земельных участков. Точное количество участников отношений разработчиком не определено.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 1 по 5 февраля 2016 г. При проведении публичных консультаций поступили замечания ООО "Газпром связь" и ПАО "ВымпелКом". Замечания, не учтенные при подготовке настоящего заключения, изложены в Приложении 1 к настоящему заключению и подлежат рассмотрению разработчиком.
По итогам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 проекта акта к заявлению лица об установлении охранной зоны (далее - заявление) должна прилагаться копия акта о вводе сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию.
Вместе с тем необходимо отметить, что наименование документа, используемое в проекте акта применимо только в отношении объектов связи, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2015 г. (дата вступления в силу приказа Минкомсвязи России от 26 августа 2015 г. N 258 "Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию").
До указанной даты документы, подтверждающие ввод объекта связи в эксплуатацию, могли быть поименованы иным образом (например, акт приемки сооружения связи приемочной комиссией или разрешение о вводе сооружения связи в эксплуатацию).
В этой связи представляется целесообразным изложить в соответствующем подпункте универсальную формулировку, которая отражала бы всю совокупность действующей в настоящее время документации, подтверждающей ввод объекта связи в эксплуатацию.
2. Подпунктом "б" пункта 3 проекта акта устанавливается положение, согласно которому к заявлению должна прилагаться карта (план) объекта землеустройства, составленная в соответствии с требованиями земельного законодательства, с нанесенными на ней характерными точками границами охранной зоны с указанием координат этих точек в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости, а также графическое изображение границ охранной зоны.
Минэкономразвития России отмечает, что с 1 января 2016 г. вступили в силу нормы Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которых зоны с особыми условиями использования территорий, включая охранные зоны линий и сооружений связи, исключены из перечня объектов землеустройства.
В связи с изложенным, в отношении соответствующих зон не применяются требования о разработке карты (плана) объекта землеустройства.
При этом вышеуказанным Федеральным законом также были внесены изменения в статью 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, посвященные вопросам установления зон с особыми условиями использования территории.
Соответствующие изменения также вступили в силу с 1 января 2016 г. и в настоящее время нормы статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации оперируют понятием "сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.".
В частности, пункт 5.1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации также устанавливает обязательные приложения к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории.
Таким образом, во избежание противоречий требований законодательства, считаем необходимым изложить подпункт "б" пункта 3 проекта акта в соответствии с актуальной редакцией Земельного Кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом также представляется целесообразным доработать пункты 11 и 17 проекта акта.
Дополнительно отмечаем наличие редакционной ошибки в нумерации подпунктов пункта 17 проекта акта.
3. В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 проекта акта к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего полномочия заявителя на подачу заявления (в случае если заявитель не является собственником либо иным законным владельцем объекта связи).
Необходимо отметить, что подтверждение полномочий потребуется не только в случаях, когда заявитель не является собственником либо иным законным владельцем объекта связи, но и в случаях подачи заявления от имени владельца объекта связи его уполномоченным представителем.
В этой связи представляется целесообразным исключить слова "в случае если заявитель не является собственником либо иным законным владельцем объекта связи" из предлагаемой редакции указанного положения проекта акта.
4. Пунктом 7 проекта акта устанавливается положение, согласно которым в случае несоответствия указанных в заявлении границ охранной зоны требованиям к предельным размерам охранных зон линий и сооружений связи, несоответствия заявления требованиям, предусмотренным проектом акта, либо указания в заявлении недостоверных сведений уполномоченный орган выносит решение об отказе в установлении охранной зоны с указанием допущенных нарушений.
Вместе с тем Минэкономразвития России отмечает, что проектом акта не устанавливается каких-либо требований к заявлению.
Таким образом, считаем необходимым исключить из перечня оснований для отказа в установлении охранной зоны вопрос о несоответствии заявления требованиям проекта акта.
5. Пунктом 14 проекта акта устанавливается положение, согласно которому владелец объекта связи в течение 15 дней с даты получения решения об установлении охранной зоны обязан письменно проинформировать об этом иных владельцев объекта связи, в отношении которого установлена охранная зона, и правообладателей земельного участка (земельных участков), в границе которого (которых) установлена охранная зона.
Вместе с тем с целью исключения возникновения противоречий с действующим законодательством Российской Федерации представляется целесообразным изложить предлагаемую норму в соответствии с действующей редакцией пункта 5.2 статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно:
"14. Правообладатели земельных участков, включенных в границы охранной зоны объекта связи, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
При этом отмечаем, что принятие вышеуказанного порядка планируется обеспечить к первому кварталу 2017 г. согласно пункту 1 Перечня проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного поручением Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 4 августа 2015 г. N ИШ-П13-5241.
В этой связи представляется целесообразным синхронизировать срок вступления в силу проекта акта с реализацией соответствующего порядка.
6. В пункте 16 проекта акта полагаем целесообразным после слов "Государственного кадастра недвижимости о границах охранной зоны" добавить слова "(далее - изменение границы установленной охранной зоны)", поскольку указанное понятие используется далее в пункте 18 проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что регулирование, предлагаемое проектом акта, отвечает признаком государственной услуги, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Таким образом, на проект акта распространяются в том числе требования в отношении обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги, требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также и иные требования, установленные Законом N 210-ФЗ.
Однако представленная редакция проекта акта не отвечает указанным требованиям, в том числе в части требований к стандарту предоставления государственной услуги, требований к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, ведения федерального реестра государственных услуг, разработки административных регламентов и другим.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.