Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии "О порядке введения в действие технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (далее - проект решения и технический регламент соответственно), направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Технический регламент разработан в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79 "О плане разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза".
Технический регламент разрабатывается в целях:
- защиты жизни и здоровья человека, имущества;
- охраны окружающей среды;
- жизни и (или) здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Технический регламент устанавливает на единой таможенной территории ЕАЭС единые обязательные для применения и исполнения требования.
Технический регламент распространяется на выпускаемый в обращение и находящийся в обращении на территориях государств-членов ЕАЭС газ горючий природный, подготовленный к транспортированию и (или) использованию (далее - газ товарный) следующих типов:
газ горючий природный, подготовленный к транспортированию по магистральным газопроводам;
газ горючий природный промышленного и коммунально-бытового назначения;
газ горючий природный компримированный, подготовленный для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания;
газ горючий природный сжиженный после специальной подготовки и используемый в качестве топлива.
Требования технического регламента затрагивают интересы производителей, транспортирующих организаций, продавцов и потребителей газа товарного, владельцев автозаправочных (газозаправочных) станций, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и иных заинтересованных лиц.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта решения в сроки с 6 мая 2016 г. по 20 июня 2016 г, посредством его размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/10/05-16/00048622.
Минэкономразвития России в период с 19 октября 2016 г. по 26 октября 2016 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Афипский НПЗ", АО "Зарубежнефть", АО "Независимая нефтегазовая компания", АО "НК Русснефть", ОАО "Таиф-НК", АО "ФортеИнвест", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), подлежащих рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Согласно пункту 5 технического регламента по требованию покупателя (потребителя) изготовитель (уполномоченное им лицо) или продавец обязаны представить документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента.
Вместе с тем в разделе II "Основные понятия" дается определение только потребителю и продавцу. Так, из текста технического регламента остается неясным кто является изготовителем (уполномоченным его лицом) газа.
2. Согласно пункту 6 раздела III технического регламента продукция, не маркированная единым знаком обращения продукции на рынке Союза, не допускается к выпуску в обращение на территории Союза.
Вместе с тем согласно пункту 10 раздела IV технического регламента паспорт качества на продукцию должен содержать "марку (при наличии)" и одновременно, "единый знак обращения продукции на рынке Союза", который также в пункте 6 раздела III технического регламента признается маркировкой продукции.
Таким образом, возникает неопределенность в толковании понятия "марка" и "маркирование".
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить указанную неопределенность при доработке технического регламента.
3. В соответствии с пунктом 17 технического регламента при подтверждении соответствия продукции требованиям технического регламента заявитель формирует для регистрации декларации, в том числе договор на поставку партии продукции и паспорт качества в случае декларирования по схеме 4д.
Полагаем, что данное требование избыточно и необоснованно, так как для оценки соответствия требуется подтверждение технических свойств и качеств продукции, а не наличие юридических оснований для ее обращения на рынке.
Таким образом, полагаем целесообразным исключить договор на поставку партии продукции из комплекта документов, представляемых для регистрации декларации о соответствии, либо обосновать необходимость его наличия при регистрации декларации.
4. Пунктом 19 технического регламента предусмотрены условия хранения комплекта документов, предусмотренных пунктом 6.4 раздела VI технического регламента.
Отмечаем, что пункт 6.4 в разделе VI технического регламента отсутствует, как и во всем тексте технического регламента.
Вместе с тем в разделе VI технического регламента предусмотрен предполагаемый комплект документов в пункте 17.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным слова "пунктом 6.4 раздела VI" заменить словами "пунктом 17".
5. В соответствии с пунктом 20 технического регламента заявитель обязан оформить новую декларацию о соответствии и представить ее на регистрацию в установленном порядке в случае реорганизации юридического лица.
Вместе с тем считаем, что вопрос срока действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов, в том числе в случае реорганизации юридического лица, не является предметом правового регулирования рассматриваемого технического регламента.
6. Обращаем внимание разработчика на следующие терминологические замечания.
6.1. Понятие "выпуск продукции в обращение", устанавливаемое разделом II технического регламента, определяется как поставка или ввоз продукции (в том числе с хранилищ газа) с целью продажи или использования на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе, что не в полной мере соответствует определению, установленному Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор).
Кроме того, с учетом определения "обращение продукции на рынке" считаем необходимым исключить указанное определение по аналогичным основаниям.
Понятие "потребитель" определяется как юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее продукцию исключительно для собственных нужд.
В отношении потребителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица следует исключить ограничение приобретения продукции "исключительно для собственных нужд", ввиду того, что данное условие ограничивает осуществление предпринимательской деятельности.
В определении понятия "продавец" полагаем необходимым ограничить "физические лица" только зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так как отсутствие указанного статуса не позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность.
6.2. Пунктом 2 пояснительной записки к техническому регламенту обозначены цели принятия технического регламента.
Предложенной редакцией не конкретизировано, на что направлено проектируемое регулирование в отношении "жизни и (или) здоровья животных и растений.
Кроме того, в данном пункте используется словосочетание "этапы жизненного цикла". Полагаем целесообразным следовать установленной в техническом регламенте терминологии и заменить указанное словосочетание на "этапы обращения продукции на рынке".
Также среди целей принятия технического регламента обозначено, что технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к товарному газу.
Вместе с тем в тексте технического регламента понятие "товарный газ" не используется.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным переформулировать абзац 7 пункта 2 пояснительной записки, используя предложенную техническим регламентом терминологию либо дать определение понятию "товарный газ" и использовать его в тексте технического регламента.
6.3. Считаем целесообразным дополнить технический регламент понятием попутного нефтяного газа (ПНГ), разработать единые требования по качеству ПНГ, поступающему на собственные нужды, а также разработать единые требования к качеству ПНГ, поступающему в газопроводные сети, отличные от сетей ПАО "Газпром", так как из определений раздела II технического регламента не ясно, распространяется ли вводимое регулирование на ПНГ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.