Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, и формы паспорта безопасности данных объектов" (далее соответственно - проект акта, Требования), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании положений Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также протокола выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 3 марта 2016 г. б/н (г. Нальчик).
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях утверждения требований, которые устанавливают организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, включая проведение категорирования данных объектов, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объекта туризма.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 24 июня 2016 года по 21 июля 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 18 августа 2016 года по 19 октября 2016 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта - 02/07/06-16/00050059).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, обращает внимание разработчика на следующие замечания концептуального характера, в соответствии с которым принятие проекта акта в представленной редакции не может быть поддержано.
1. В соответствии с положениями пункта 1 Требований указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества туристской индустрии, включая гостиницы и иные средства размещения, а также открытые пространственно-ландшафтные сооружения туристской индустрии, имеющие пространственно-территориальные границы, разметку и поверхность, не имеющие замкнутого периметра, несущих стен и крыши, защищающих от атмосферных осадков туристов (экскурсантов), включая горнолыжные трассы и пляжи (далее - объекты туризма), проведение категорирования объектов туризма, осуществление контроля за выполнением Требований и разработку паспорта безопасности объекта туризма.
Таким образом, проектом акта устанавливаются требования к широкому кругу объектов туризма, в том числе принадлежащих субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом разработчиком в сводном отчет не представлено данных, какие именно объекты и в каком количестве попадут в сферу регулирования проекта акта, а также не представлено оценок количества таких объектов по категориям, предусмотренным разделом II Требований.
Однако в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244, предусматривается положение, согласно которому требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией).
Таким образом, утверждение устанавливаемых проектом акта Требований в отношении широкого круга объектов туризма, представляется необоснованным.
Учитывая изложенное, представляется необходимым доработать редакцию проекта акта в части пересмотра круга объектов, попадающих в сферу его регулирования, определив, что к ним относятся объекты Минкультуры России, Федерального агентства по туризму и Российской Академии художеств, либо с предоставлением соответствующего обоснования однозначное определение перечня объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минкультуры России, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, на которые распространяют свое действие Требования, с приложением материалов по расчету финансовых затрат на их исполнение и анализом данных о терактах (их последствиях) на объектах туризма, подтверждающих их целесообразность и обоснованность.
2. Несмотря на то, что утверждаемые Требования возлагают на органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности обязанности по финансированию значительного числа мероприятий, в том числе инженерно-технических, по антитеррористической защищенности объектов (территорий), согласно пояснительной записке, представленной разработчиком в дополнительных материалах, а также согласно пункту 9 сводного отчета реализация норм и положений проекта акта не потребует расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению Минэкономразвития России, указанное не в полной мере соответствует действительности, так как выполнение Требований потребует существенных расходов, финансируемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, проект акта, сводный отчет и пояснительная записка нуждаются в доработке в указанной части.
3. Разделы проекта акта "Категорирование объектов туризма", "Мероприятия по антитеррористической защищенности объектов туризма" содержат декларативные нормы, а не конкретные детализированные требования антитеррористической защищенности в зависимости от категории объектов (территорий) и степени угрозы совершения террористического акта, что не может быть поддержано Минэкономразвития России ввиду невозможности их практического выполнения и контроля.
Таким образом, разделы II и III Требований считаем целесообразным доработать в указанной части.
4. Вторым абзацем пункта 20 Требований устанавливаются положения, затрагивающие вопросы законодательства о чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 24 Требований устанавливаются положения, затрагивающие вопросы законодательства в сфере пожарной безопасности.
Полагаем, что указанное регулирование не относится к сфере регулирования проекта акта и предусмотрено законодательством в соответствующих сферах.
Учитывая изложенное, второй абзац пункта 20 и пункт 24 Требований подлежат исключению из редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.