Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.03.2013 N 223"
(подготовлен МЧС России 18.11.2016 г.)
Федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2016 г. N 231) (далее - Программа).
В соответствии с Программой объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию ее мероприятий в 2017 году составляет 3 214 372,1 тыс. рублей.
Вместе с тем объем доведенных бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2017 году составляет 604 258,7 тыс. рублей. При сохранении финансирования Программы на этом уровне создание системы-112 на всей территории Российской Федерации в 2017 году невозможно.
В сложившихся условиях поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 07.06.2016 N РД-П10-3372 (далее - поручение) предусмотрено проработать вопрос о разработке новой редакции федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации" (далее - новая редакция Программы), предусматривающей выполнение мероприятий до 2020 года с учетом сохранения целей и комплекса мероприятий текущей редакции Программы.
Вместе с тем на основании требований Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в реализации которых участвует Российская Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, разработка новой редакции Программы, предусматривающей продление срока выполнения ее мероприятий до 2020 года при сохранении целей, значений целевых индикаторов и объемов финансового обеспечения, предусмотренных действующей редакцией Программы, Минфином России (исх. от 05.07.2016 N 10-06-11/39396 и от 02.09.2016 N 10-06-11/51610) и МВД России (исх. от 24.08.2016 N 1/8477 и 31.08.2016 N 1/8763) не поддержана.
Во исполнение пункта 2 решения Коллегии МЧС России от 26.08.2016 N 19/III, МЧС России, с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" (далее - изменения в Программу), учитывающий окончание срока её действия в 2017 году.
В сложившихся условиях, в соответствии с решениями, принятыми на заседании коллегии МЧС России (протокол от 26.08.2016 N 19) предложения по распределению в части доведенных на 2017 год предельных объемов бюджетных ассигнований, предусматривают:
1. Предоставление субсидии из федерального бюджета 20 субъектам Российской Федерации из 29 не получавших субсидии из федерального бюджета (из 85 субъектов Российской Федерации в 2013-2016 годах субсидии предоставлены 56, из оставшихся 29 подтвердили готовность получения субсидии в 2017 году - 20 субъектов Российской Федерации). Остальными 9-ю субъектами Российской Федерации система-112 будет создаваться за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, в том числе в рамках инвестиционных проектов.
2. Подавляющая часть финансовых ресурсов федерального бюджета по МЧС России, запланированных на 2017 год, направляется на субсидии субъектам Российской Федерации (457,3552 млн. руб. из 501,2219 млн. руб.).
3. Сохраняется обязательство субъекта Российской Федерации ввести в опытную эксплуатацию систему-112 в административном центре в год получения субсидии.
При расчете расходов бюджетов субъектов Российской Федерации принято, что инфраструктура системы связи системы-112 формируется на основе сети связи общего пользования. В связи с этим уточняются капитальные вложения по мероприятию 8 "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации" только в субъектах Российской Федерации, предусмотревших финансирование данного мероприятия (в соответствии с данными, предоставленными субъектами Российской Федерации в ответ на правительственную телеграмму от 24.06.2016 N 55-195-33).
Предусмотрено завершение мероприятия по интеграции дежурно-диспетчерских служб МВД России и ФСБ России с системой-112 (мероприятие 25 Программы) к концу 2017 года,
Оснащение дежурно-диспетчерских служб МЧС России будет проводиться как за счет средств, предусмотренных изменениями в программу, так и из иных источников.
Во исполнение решений принятых на заседаниях Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 5, раздела II протокола от 12.12.2014 N 19) и Межведомственной рабочей группы по созданию на территории Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (разделы II и III протокола от 26.07.2016 N1) и в целях сокращения расходов при создании и дальнейшей эксплуатации системы-112 предусмотрено мероприятие 26.1 "Интеграция ведомственных автоматизированных систем федеральных органов исполнительной власти с системой-112" направленное на обеспечение интеграции систем диспетчеризации дежурно-диспетчерских служб, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций-собственников объектов системы газоснабжения с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на уровне субъектов Российской Федерации.
С 2017 года запланирован переход к обучению персонала дежурно-диспетчерских служб МВД России и ФСБ России с использованием дистанционных образовательных технологий, взаимодействующих с системой-112.
В 2017 году предусмотрено завершение разработки системных проектов телекоммуникационной инфраструктуры системы-112, включая их доработки в соответствии с изданными нормативными актами в области связи (мероприятие 7, закреплено за Минкомсвязи России). При этом в соответствии с данными, предоставленными Минкомсвязи России (исх. от 08.09.2016 N НН-П19-099-18658), не будут разработаны системные проекты для 26 субъектов Российской Федерации. В связи с этим Минкомсвязи России и МЧС России планируют подготовить изменения в постановление Правительства, предусматривающие возложение обязанности по разработке системных проектов, начиная с 2018 года, на субъекты Российской Федерации.
Уточнены расходы бюджетов субъектов Российской Федерации по мероприятию 40 "Профессиональное обучение персонала центров обработки вызовов и единых дежурно-диспетчерских служб системы-112" и мероприятию 41 "Профессиональное обучение персонала региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112" по данным субъектов Российской Федерации.
Таким образом, общий объем финансирования Программы в 2013 - 2017 годах составит 11 593,2872 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 5 093,0253 млн. рублей, из них:
капитальные вложения - 1 557,8279 млн. рублей (в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 1 489,1679 млн. рублей);
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - 489,1626 млн. рублей;
прочие нужды - 3 046,0348 млн. рублей
(в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 1 431,0048 млн. рублей);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6 500,2619 млн. рублей, из них:
капитальные вложения - 2 021,8357 млн. рублей;
прочие нужды - 4 478,4262 млн. рублей.
Распределение средств федерального бюджета по годам:
в 2013 году - 2 000 млн. рублей;
в 2014 году - 948,4997 млн. рублей;
в 2015 году - 767,171 млн. рублей;
в 2016 году - 773,0959 млн. рублей;
в 2017 году - 604,2587 млн. рублей.
Распределение средств бюджетов субъектов Российской Федерации по годам:
в 2013 году - 628,8584 млн. рублей;
в 2014 году - 763,2096 млн. рублей;
в 2015 году - 446,6846 млн. рублей;
в 2016 году - 2 787,5598 млн. рублей;
в 2017 году - 1 873,9495 млн. рублей.
Объем доведенных бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2017 году - 604 258,7 тыс. рублей, в том числе МЧС России - 501 221,9 тыс. рублей, Минкомсвязи России - 25 094,4 тыс. рублей, ФСБ России -14 700,0 тыс. рублей, МВД России - 63 242,4 тыс. рублей.
Субъекты Российской Федерации, получившие субсидию в 2014 - 2015 годах, проводят государственные приемочные испытания системы - 112 и вводят в постоянную эксплуатацию в 2017 году (всего нарастающим итогом - 31 субъект Российской Федерации, из них: 11 субъектов Российской Федерации, в которых в 2015 году проведены государственные испытания системы-112, 20 субъектов Российской Федерации, получивших субсидии в 2014 - 2015 годах);
25 субъектов Российской Федерации, получивших субсидии в 2016 году, вводят систему - 112 в опытную эксплуатацию на всей территории в 2017 году, проводят государственные приемочные испытания системы - 112 и вводят в постоянную эксплуатацию в 2018 году (всего нарастающим итогом - 56 субъектов Российской Федерации).
Учитывая, что согласно Программе, мероприятия по созданию базовой инфраструктуры системы-112 на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств региональных бюджетов в основном завершаются в 2017 году, субъекты Российской Федерации, получившие субсидию в 2017 году, а также субъекты Российской Федерации, создающие систему-112 за счет собственных средств, вводят систему-112 в опытную эксплуатацию в административном центре субъекта Российской Федерации в 2017 году, проводят государственные приемочные испытания системы-112 в 2018 году (29 субъектов Российской Федерации, получивших субсидии в 2017 году, в том числе 9 субъектов Российской Федерации осуществляющих создание системы-112 за счет собственных средств).
Таким образом, ввод в постоянную эксплуатацию системы-112 в 31 субъекте Российской Федерации будет завершен в 2017 году, в оставшихся 54 субъектах - в 2018 году.
Выполнение мероприятий Программы после 2017 года будет осуществляться за счет текущей деятельности МЧС России при реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 300) за счет средств субъектов Российской Федерации при обеспечении контроля со стороны МЧС России.
Во исполнение представления Счетной палаты Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N ПР 02-199/02-05 изменены определения формулировок терминов "создание", "развертывание", "внедрение" относительно действующей редакции Программы и приведены в соответствие с требованиями ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ 34.602-90.
В целях методической помощи субъектам Российской Федерации при расчете целевых показателей (индикаторов) Программы МЧС России подготовлены, утверждены заместителем Министра С.И. Вороновым (утв. от 23.11.2015г. N 2-4-87-41-33) и направлены в субъекты Российской Федерации (исх. от 23.11.2015г. N 43-5577-33) "Методические рекомендации по сбору исходной информации и расчету целевых показателей (индикаторов) федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" субъектами Российской Федерации, принимающими участие в ее реализации" с применением данных федерального статистического наблюдения.
При уточнении формулировок терминов "создание", "развертывание", "внедрение" относительно действующей редакции Программы сама методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы не изменилась.
В проекте постановления учтены замечания, поступившие от Минвостокразвития России (исх. от 31.10.2016 N 94-74-2.4.19), Минобрнауки России (исх. от 26.10.2016 N ЛО-1563/12). Частично учтены замечания МВД России (исх. от 31.10.2016 N 1/11225).
Не учтено следующее замечание МВД России:
"В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предлагаем в главе III (стр,17, второй абзац снизу) Паспорта федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" слово "обучение" заменить словом "образование"".
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (п.1 ст.2), обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний (п.3 ст.2). В рамках Программы не предполагается воспитание учащихся. Все программы направлены на обучение, то есть на овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности. Таким образом, МЧС России считает нецелесообразным заменять слово "обучение" словом "образование".
Минздравом России и ФСБ России проект постановления согласован без замечаний.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребуют дополнительных затрат федерального бюджета в 2017 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.