Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть")"
(подготовлен Минтрансом России 17.11.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть") предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, Градостроительный кодекс Российской Федерации) с целью придания нормативного статуса понятиям "улично-дорожная сеть" и "улица".
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 1 "д" перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 октября 2010 г. N Пр-3242 по итогом совещания по проблемам дорожного движения, пунктом 12 протокола от 23 мая 2011 г. N 5 расширенного заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в г. Псков под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, председателя президиума Совета В.В. Путина и пунктом 2 протокола от 30 мая 2011 г. N ВП-П9-29пр совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в г. Тверь по вопросу эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Российской Федерации.
Законопроект доработан по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (письмо от 18 октября 2016 N А6-12038).
В настоящее время на автомобильных дорогах и улицах городов складывается весьма негативная ситуация, связанная с перегруженностью транспортных потоков, высоким уровнем аварийности и дорожно-транспортного травматизма, снижением скорости движения транспортного потока, вплоть до его полной остановки на отдельных участках, что приводит к чрезмерным выбросам загрязняющих веществ на таких участках. Основные причины этого, с одной стороны - рост темпов жилищного, офисного и других видов капитального строительства, рост количества и степени использования автотранспортных средств, а с другой стороны - недостаточная протяженность автомобильных дорог, темпов их нового строительства, недостаточное количество и низкие технико-эксплуатационные характеристики маршрутов и подвижного состава общественного пассажирского транспорта, недостаточное количество организованных автостоянок для размещения автомобилей и еще целый ряд объективных причин.
Градостроительное законодательство Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, напрямую оказывающее влияние на эффективное и безопасное функционирование улично-дорожной сети, имеют существенные недостатки.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, призванный быть высшим нормативным актом, побуждающим развитие системы градостроительной документации в отношении проектной деятельности в сфере развития транспортной системы, обеспечения безопасности и организации дорожного движения, эту задачу не выполняет. Самым существенным недостатком Градостроительного кодекса Российской Федерации является отсутствие в нем оснований для обязательной проработки вопросов развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры, организации и обеспечения безопасности дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования.
В специальной литературе, нормативных и регламентирующих документах приведено достаточное количество различных толкований понятий "улица" и "дорога", вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие улично-дорожной сети, которое встречается во многих документах, в том числе в тексте Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 3, часть 5, статья 42.), что свидетельствует о необходимости внесения изменения в законодательство Российской Федерации в этой части.
Принятие законопроекта позволит придать улично-дорожной сети нормативный статус и осуществлять деятельность на автомобильных дорогах в границах населенных пунктов, муниципальных районов или городских округов в соответствии с градостроительным законодательством, что, безусловно, должно повысить качество транспортного обеспечения в городах Российской Федерации, решить проблемы, связанные с чрезмерной перегрузкой автомобильных дорог, снижением скорости сообщения и возникновением "транспортных заторов".
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть")
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть") не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть")
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть") не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть")
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативного понятия "улично-дорожная сеть") не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.