Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях реализации положений части 20 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются граждане, которым предоставлены земельные участки (около 2 тыс.).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о разработке проекта акта в срок с 8 июня 2016 года по 22 июня 2016 года, доработанного проекта акта и сводного отчета - в срок с 28 сентября 2016 года по 25 октября 2016 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/06-16/00049592).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 3 по 14 ноября 2016 года. В рамках публичных консультаций поступили позиции Российского союза промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Сибирскому федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Уральскому федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Приволжскому федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Дальневосточному федеральному округу, не содержащие замечаний и предложений к проекту акта.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Пунктом 6 проекта акта предусматривается, что при проведении торгов используется площадка оператора ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", при этом пунктами 7-32 проекта акта вводятся требования к указанному оператору.
Вместе с тем разработчиком не приведены обоснования и критерии выбора указанного оператора электронной площадки, а также информация о проработке указанного вопроса с представителями ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 2488-р (далее - распоряжение N 2488-р) ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" включено в перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. Однако согласно проекту акта гражданин осуществляет продажу древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование.
Таким образом, выбор одной компании в качестве единственно возможного оператора электронной площадки представляется необоснованным.
Считаем необходимым доработать проект акта по указанному замечанию.
2. В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 ГК РФ.
Согласно статье 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.
В соответствии с частью 20 статьи 8 Закона N 119-ФЗ древесина, заготовленная гражданами при использовании лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное пользование в соответствии с Законом N 119-ФЗ, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, за исключением случая, если гражданином в качестве вида разрешенного использования выбрана заготовка древесины. В случае, если гражданином в качестве вида разрешенного использования выбрана заготовка древесины, реализация древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на указанном земельном участке, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 проекта акта реализация такой древесины осуществляется посредством заключения договора купли-продажи любому лицу по цене, определенной сторонами договора купли-продажи и на свободных условиях в соответствии со статьей 421 ГК РФ.
Таким образом, Законом N 119-ФЗ и проектом акта не определяется собственник древесины. Однако согласно абзацу первому пункта 4 проекта акта в случае проведения торгов гражданин является продавцом древесины и организатором торгов. Кроме того, гражданин может привлечь в качестве организатора торгов специализированную организацию.
Следовательно, гражданин, реализуя древесину, осуществляет продажу собственности частной, а не государственной или муниципальной. Таким образом, проведение торгов не может быть ограничено только одним оператором.
3. Разработчиком в сводном отчете не указаны проблемы действующего регулирования, не приведены обоснования необходимости мониторинга продажи древесины гражданами при осуществлении ими пользования земельными участками.
В частности, Законом N 119-ФЗ ответственность за реализацию гражданином древесины иным способом, нежели предусмотрено проектом акта, не установлено. Более того, Закон N 119-ФЗ не предусматривает такую форму продажи древесины, как торги, и не наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по определению требований к оператору электронной площадки таких торгов.
Кроме того, Законом N 119-ФЗ не установлено лицо, уполномоченное контролировать объем запасов ликвидной древесины (300 куб. м для древесины, подлежащей заготовке, 50 куб. м для древесины ценных пород), превышение пороговых значений которых обязывает гражданина заключать договор купли-продажи древесины по результатам торгов. Следовательно, гражданин может определять объем заготовки древесины самостоятельно и не участвовать в торгах, поскольку меры контроля и ответственности Законом N 119-ФЗ не предусмотрены.
Также разработчиком не приведены количественные данные о том, какие объемы запасов ликвидной древесины в среднем могут быть на земельном участке, предоставляемом гражданам в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 28 проекта акта торги длятся 1-1,5 часа. Проведению торгов предшествуют этапы подачи заявки, определения участников торгов, получение гражданином задатка от покупателей. При этом проектом акта не ограничен размер задатка, который может быть установлен гражданином - организатором торгов, а также не установлен размер взимаемой оператором электронной площадки комиссии за техническое обеспечение торгов.
Также неясно, насколько целесообразно проведение торгов на электронной площадке, если гражданин принимает решение продавать древесину на соседнюю лесопилку или завод.
Вместе с тем в позиции РСПП было отмечено, что проектом акта создаются дополнительные барьеры для граждан, поскольку проект акта обязывает граждан продавать собственное имущество в форме электронных торгов на специализированных торговых площадках. Указанное требует от граждан знаний в сфере юриспруденции, умений и навыков работы с компьютерной техникой, в части организации проведения торгов, заключения договоров о купле-продаже и задатке. Помимо этого, требуется наличие электронной цифровой подписи, которая у большинства граждан отсутствует, наличие компьютерной техники и подключения к информационной-телекоммуникационной сети Интернет.
Проектом акта не устанавливаются какие-либо требования к договору купли-продажи древесины или его особенности, что означает отсутствие предмета регулирования в проекте акта.
Кроме того, предмет регулирования проекта акта не относится к сфере регулирования Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Следовательно, необходимость принятия проекта акта разработчиком не обоснована.
4. Согласно абзацу третьему пункту 17 проекта акта до подписания электронного сообщения о продаже организатор торгов вправе включить в него дополнительную информацию о древесине, в том числе фотографии древесины. Однако пунктом 15 проекта акта предусмотрен закрытый перечень сведений, которые могут быть включены в сообщение о продаже древесины, и в указанном перечне отсутствует информация о наличии транспортной инфраструктуры. Проектом акта особые требования в части вывоза (доставки) древесины с земельного участка также не определены.
Считаем необходимым доработать проект акта по указанным замечаниям.
5. Абзац второй пункта 16 проекта акта дублирует положения абзаца третьего пункта 4 проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.