Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от МЧС России (далее - разработчик) проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-16/00050590).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 14 июля по 3 августа 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 18 августа по 19 октября 2016 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как высокая.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 сводного отчета при описании проблемы и негативного эффекта, возникающего в связи с наличием данной проблемы, разработчиком указывается, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отсутствуют требования к проведению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение и обеспечение готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, приводящим к чрезвычайным ситуациям регионального и федерального значения.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1.7 сводного отчета, регуляторным решением, представленным разработчиком в рассматриваемом проекте акта, является внесение в статью 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) дополнительного пункта, касающегося наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований по предупреждению природных чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению готовности органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вместе с тем согласно требованиям пункта 3.4.2 приказа Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования. В этой связи даже наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
Помимо отсутствия обоснований разработки проекта акта, по итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, в отношении проекта акта может быть представлено следующие замечание.
В сводном отчете и пояснительной записке к проекту акта разработчиком указывается, что в российском законодательстве отсутствуют требования к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, направленные на обеспечение готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом "а" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации уполномочено издавать на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивать их исполнение.
Согласно основным понятиям Федерального закона N 68-ФЗ, изложенным в статье 1 указанного федерального закона, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, понятие "чрезвычайная ситуация" включает в себя чрезвычайную ситуацию, обусловленную опасными природными явлениями. Следовательно, установленные на сегодняшний день нормативные требования ориентированы на обеспечение готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных, в том числе, опасными природными явлениями.
Также следует отметить, что в дополнительных материалах и пояснительной записке к проекту акта не раскрыт примерный перечень требований к организациям, которые планируется утвердить актами Правительства Российской Федерации, что не позволяет установить обоснованность проектируемых изменений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.