Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минприроды России (далее - разработчик) проект приказа Минприроды России "Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых" (далее соответственно - проект акта, Классификация, Классификация запасов) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/03-16/00047491).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 31 марта по 13 апреля 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 4 июля по 2 сентября 2016 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как высокая.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Рассматриваемым проектом акта предлагается утвердить классификацию запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, устанавливающую единые для Российской Федерации принципы классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по степени их изученности, экономическому значению и промышленному освоению взамен уже действующей на сегодняшний день классификации запасов, утвержденной приказом Минприроды России от 11 декабря 2006 г. N 278 "Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых".
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 3 по 15 ноября 2016 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" (далее - Деловая Россия), а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции РСПП, Деловой России, НП "Русская Сталь", НП "Технологическая платформа твердых полезных ископаемых", АО "Евразруда", АО "ЕВРАЗ КГОК", АО "СУЭК", ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ОАО "Белон", ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ", а также ООО "ИНФОПРОФ", ряд из которых указывают на наличие в проектируемой проектом акта Классификации рисков, которые могут привести к негативным последствиям для участников рынка твердых полезных ископаемых.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает целесообразным представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках принятия новой Классификации запасов в представленной редакции.
1. Согласно консолидированной позиции представителей бизнес объединений, введение новой Классификации запасов не должно повлечь за собой возникновение обязательств по осуществлению дорогостоящей и трудоемкой процедуры внесения изменений в действующие нормативно-технические документы недропользователей, а также проведению государственной экспертизы и согласования изменений данных документов.
Нововведения представленной Классификации затрагивают положения основных проектных и технических документов, на основании которых горнорудные предприятия осуществляют пользование недрами, такие как, например: технико-экономические обоснования кондиций, отчеты с подсчетом запасов, технические проекты разработки месторождений. Данные нормативно-технические документы имеют длительные сроки действия либо не имеют их совсем. Соответственно, досрочное внесение изменений повлечет для недропользователей дополнительные значительные материальные издержки и отвлечение трудовых ресурсов, что в текущей экономической ситуации представляется недопустимым и не может быть поддержано.
В связи с этим в проекте акта целесообразно предусмотреть переходный период, в течение которого сохранят свою юридическую силу до окончания срока их действия ранее подтвержденные данные о запасах, техническая и проектная документация, действующие на дату принятия новой Классификации запасов, с предоставлением права недропользователям, в случае необходимости досрочно переутвердить запасы в соответствии с новой Классификацией, а также внести соответствующие изменения в действующую техническую документацию.
2. В связи с тем, что Классификация запасов содержит только основные принципы для всех видов полезных ископаемых, а особенности ее применения для конкретного вида полезного ископаемого обеспечивают "Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых", утвержденные распоряжением Минприроды России от 5 июня 2007 г. N 37-р, считаем, что рассмотрение новой Классификации запасов необходимо проводить одновременно с проектами сопутствующих нормативных правовых и нормативно-технических актов.
Таким образом, одновременно с новой Классификацией запасов должны быть введены в действие и новые методические рекомендации по ее применению.
Также учитывая, что согласно новой Классификации подсчет извлекаемых запасов производится в составе технического проекта разработки месторождения, одновременно с вводом в действие новой Классификации должны быть внесены изменения в "Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья", утвержденные приказом Минприроды России от 25 июня 2010 г. N 218, а также в "Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118.
3. В целях минимизации затрат недропользователей при переходе на новую Классификацию, необходимо разработать механизм перевода запасов, стоящих на балансе, там, где это возможно, из старой классификации в новую без выполнения технико-экономического обоснования кондиций и пересчета запасов, а также разработать механизм внесения изменений в действующие проекты разработки месторождения в связи с изменением данных о запасах при их переводе в новую Классификацию.
В связи с этим представляется необходимым рекомендовать разработчику предусмотреть упрощенный порядок переутверждения запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с новой Классификацией.
4. Считаем целесообразным рекомендовать разработчику рассмотреть предложения и замечания, поступившие в Минэкономразвития России по итогам проведения дополнительных публичных консультаций (приложение к настоящему заключению), на предмет возможности их учета и (или) реализации при выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере администрирования государственного баланса запасов полезного ископаемого и недропользования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.