Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан во исполнение части 5 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 254-ФЗ).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 7 сентября 2016 года по 4 октября 2016 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/09-16/00053382).
Вместе с тем в пункте 7 сводного отчета группы участников отношений, интересы которых будут затронут предлагаемым правовым регулированием, разработчиком не обозначены, их количественная оценка не приведена.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 11 ноября 2016 года по 18 ноября 2016 года. В рамках публичных консультаций поступили позиции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерства охраны окружающей среды Кировской области без замечаний и предложений. Предложения Министерства природных ресурсов и экологии Омской области были учтены при подготовке настоящего заключения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний.
1. В соответствии с пунктом 6 проекта акта основанием для включения объектов в государственный реестр является решение Минприроды России о соответствии состава сведений об объекте, представленных заявителем, установленным требованиям и заявка, оформленная по образцу, установленному Минприроды России, и содержащая сведения, указанные в проекте акта.
Однако Законом N 254-ФЗ не предусмотрена разработка и утверждение образца заявки о постановке объекта в государственный реестр. Вместо этого Закон N 254-ФЗ оперирует понятиями "результаты выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде", "материалы выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде".
Считаем необходимым доработать проект акта по указанному замечанию и представить дополнительные обоснования необходимости утверждения образца заявки.
2. В соответствии с пунктом 12 проекта акта исключение объекта из государственного реестра осуществляется на основании документов, подтверждающих проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде согласно порядку организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Согласно пункту 12 проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде" копия подписанного акта о приемке работ направляется исполнителем контракта (лицом, заключившим государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ по ликвидации накопленного ущерба) в Минприроды России для исключения данного объекта накопленного вреда из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
При этом в проекте акта не предусмотрен порядок действия Минприроды России в случае поступления указанных материалов, а также порядок исключения объекта из государственного реестра.
Считаем необходимым доработать проект акта по указанному замечанию.
3. Согласно пункту 13 проекта акта заявку о включении объекта в государственный реестр заявители направляют в Минприроды России посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или официального сайта Минприроды России в сети "Интернет".
Однако обращение органов государственной власти и органов местного самоуправления в Минприроды России с заявкой о включении государственный реестр объекта не может быть осуществлено через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", поскольку указанные действия не являются государственной или муниципальной услугой, а органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут являться заявителями в логике Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Кроме того, для оказания государственных и муниципальных услуг соответствующему федеральному органу исполнительной власти в соответствии с частями 1-2 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ необходимо включить такую услугу в реестр государственных и муниципальных услуг, разработать административный регламент, что будет в рассмотренной ситуации невозможно.
Считаем необходимым доработать проект акта по указанному замечанию.
4. Согласно пункту 6 проекта акта основанием для включения объектов в государственный реестр является решение Минприроды России о соответствии состава сведений об объекте, представленных заявителем, установленным требованиям и заявка, оформленная по образцу, установленном Минприроды России, и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а"-"и" пункта 3 проекта акта, а также:
наличие документа, свидетельствующего о том, что объект является бесхозяйным, в случае, если он относится к объектам капитального строительства;
сведения о наличии (или об отсутствии) утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, заключений на нее государственной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), объеме финансовых средств, необходимых для ликвидации накопленного вреда;
наличие документированных сведений о результатах выявления и оценки объектов, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Вместе с тем указанная норма проекта акта содержит следующие избыточные требования.
4.1. Обращаем внимание, что абзац третий пункта 6 проекта акта частично дублирует подпункт "л" пункта 3 проекта акта. Вместе с тем указанные сведения согласно абзацу первому пункта 6 проекта акта заявитель предоставлять не обязан.
Считаем необходимым устранить указанное противоречие в проекте акта.
4.2. Относительно требований абзаца третьего пункта 6 проекта акта стоит отметить, что заявитель (орган публичной власти) обязан подготовить и утвердить проектно-сметную документацию, провести соответствующие экспертизы и рассчитать объем финансовых средств, необходимых для ликвидации накопленного вреда. Однако указанные мероприятия требуют финансовых затрат, которые разработчиком в сводном отчете представлены и обоснованы не были. Вместе с тем наличие заявки с дополнительными материалами не является гарантией того, что объект будет внесен в государственный реестр.
Считаем необходимым доработать проект акта по указанному замечанию.
5. Согласно пункту 8 проекта акта при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта по образцу, устанавливаемому Минприроды России, отражающий дату включения объекта в реестр.
Вместе с тем Законом N 254-ФЗ присвоение кода объектам накопленного вреда окружающей среде не предусмотрено.
Считаем необходимым пункт 8 проекта акта исключить.
6. Согласно пунктам 9-10 проекта акта срок принятия решения о включении объекта или об отказе во включении объекта в государственный реестр, а также срок категорирования объектов составляет 30 рабочих дней со дня получения заявки. При этом неясно, исчисляются ли эти сроки одновременно или отсчитываются последовательно.
Если срок в 30 рабочих дней включает и принятие решения о включении объекта в реестр, и присвоение ему категории, то следует об этом однозначно указать в проекте акта.
7. Согласно позиции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в проекте акта отсутствуют нормы, в соответствии с которыми возможно определить следующие критерии:
- площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию;
- количество населения, проживающего на территории, на которой окружающая среда испытывает негативное воздействие;
- количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
При этом определение точного значения подкритерия "масса накопленных отходов производства и потребления", а также определение конкретного класса опасности указанных отходов для подавляющего большинства объектов накопленного вреда (несанкционированных свалок отходов, образованных в советский период) затруднительно.
Считаем необходимым дополнить проект акта соответствующими определениями либо исключить указанные критерии из проекта акта.
Кроме того, считаем необходимым пункты "в", "г", "е", "ж" пункта 3 проекта акта дополнить словами "при наличии".
8. В ходе публичных консультаций Министерством природных ресурсов и экологии Омской области было предложено пункт 4 приложения к проекту акта изложить в следующей редакции:
"4) подкритерий k4 - превышение нормативов качества окружающей среды, в том числе предельно допустимых концентраций химических веществ (ПДК), ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), ориентировочных допустимых уровней (ОДУ), ориентировочно-допустимых концентраций (ОДК) (вес подкритерия (j4) = 0,15).
Кратность превышения ПДК, ОБУВ, ОДУ, ОДК |
Значение подкритерия k4 |
|
менее ПДК, ОБУВ, ОДУ, ОДК 1,1 - 5,0 5,1 - 10,0 10,1 - 20,0 20,1 - 50,0 более 50,0 |
0 1 2 3 4 5 |
". |
С учетом необходимости всестороннего и полного рассмотрения позиций по проекту акта считаем целесообразным разработчику проанализировать указанное предложение на предмет возможности учета при доработке проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.