Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(подготовлен Минсельхозом России 02.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) разработан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями) в соответствии с решениями, принятыми на заседании межведомственной рабочей группы по формированию предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования виноградарской и винодельческой отраслей, состоявшемся 23 июня 2016 г. в Минсельхозе России.
Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции с целью повышения информированности населения о происхождении сырья, используемого для производства винодельческой продукции, обеспечения возможности правильного выбора такой продукции для потребителей, а также создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство винодельческой продукции из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, и хозяйствующих субъектов, использующих при производстве винодельческой продукции иностранное сырье.
Законопроектом предлагается ввести требование об указании в информации, сопровождающей винодельческую продукцию, находящуюся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сведений о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства винодельческой продукции.
Производство винодельческой продукции из собственного винограда сосредоточено в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Производство винодельческой продукции из виноматериалов (как отечественных, так и импортных) осуществляется и в других федеральных округах, в основном, в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
За 2014-2015 гг. объем производства винодельческой продукции (включая коньяк) увеличился на 12,2% и составил 87,5 млн дал. Основная доля винодельческой продукции, по данным Росстата за 2015 год, приходится на вино - 39,9 млн дал или 45,7% и винные напитки - 23,8 млн дал или 27,2%. Вино игристое (шампанское) составляет 18,3% (16,0 млн дал) от общего объема, коньяки - 8,8% (7,7 млн дал). В структуре потребления (реализации) вино занимает 49,3% (57,8 млн дал), вино игристое (шампанское) - 21,3% (24,9 млн дал), напитки винные - 19,3% (22,6 млн дал), коньяки - 9,4% (11,0 млн дал).
В 2015 году Российская Федерация импортировала 20,0 млн дал виноматериалов (35% от общего объема отечественного рынка), а также около 20,0 млн дал виноградного вина, включая вино игристое (шампанское) (26% от общего объема отечественного рынка). В совокупности, в 2015 году объем импорта виноградного вина (включая вино игристое (шампанское) и виноматериал) оценивается в 692,4 млн долл. США. Основные поставщики: Королевство Испания (32,5% от общего импорта продукции, классифицируемой по товарной позиции 2204 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), Украина (16,6%), Итальянская Республика (14,5%) и Французская Республика (7,8%).
В связи с этим, введение требований об указании в маркировке винодельческой продукции страны происхождения сырья, использованного для ее производства, является актуальным.
В соответствии со статьей 2 законопроекта предполагается вступление законодательного акта в силу с 1 июля 2017 года. Установление указанного особого порядка вступления в силу вызвано необходимостью введения для хозяйствующих субъектов переходного периода для адаптации к новым требованиям к обороту винодельческой продукции на территории Российской Федерации и включения новых сведений в маркировку такой продукции.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.