Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы"
(подготовлен Минстроем России 30.11.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее соответственно - проект постановления, Правила, подпрограмма) подготовлен в целях повышения эффективности реализации подпрограммы путем предоставления гражданам - участникам подпрограммы права приобретать жилые помещения за счет средств социальной выплаты для приобретения жилых помещений (далее - социальная выплата) путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.
Необходимость внесения изменений в подпрограмму и Правила, направленных на повышение эффективности реализации подпрограммы путем предоставления гражданам - участникам подпрограммы приобретать жилые помещения за счет средств социальной выплаты путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов вызвана следующими факторами.
В настоящий момент социальная выплата, предоставляемая по государственному жилищному сертификату (далее - сертификат), может быть использована только для приобретения готового жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи. Как показала практика реализации подпрограммных мероприятий указанные требования ограничивают применение сертификатов для приобретения жилых помещений в домах-новостройках и не позволяют использовать предоставленную по сертификату социальную выплату для приобретения жилых помещений, находящихся на стадии строительства.
При этом ценовая конъюнктура первичного рынка недвижимости является для граждан - участников подпрограммы более привлекательной по сравнению с вторичным рынком. Ограничение применения социальной выплаты для приобретения жилья в строящихся жилых домах отрицательно сказывается на эффективности реализации подпрограммных мероприятий, и не позволяет использовать финансовый потенциал подпрограммы для развития строительной отрасли.
При этом на сегодняшний день федеральный законодатель предусмотрел эффективный способ участия граждан в строительстве жилья - договор долевого участия, оформляемый и применяемый в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). Данный способ улучшения жилищных условий уже хорошо зарекомендовал себя на практике. Кроме того, изменения, которые были внесены в Закон в последнее время, только повысили его надежность и эффективность. В связи с этим в настоящий момент созданы все необходимые условия (в том числе нормативно-правовые) для применения договора долевого участия в строительстве в рамках подпрограммы.
При подготовке проекта постановления учтено, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено рад изменений в Закон, направленных на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (новые статьи 15.2 и 23.2 указанного Закона).
В связи с этим, новым пунктом 55.1 Правил устанавливается следующее:
исполнение обязательств застройщика, привлекающего средства социальной выплаты граждан-участников подпрограммы для долевого строительства многоквартирных домов в должно обеспечиваться страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения в порядке, установленном статьей 15.2 Закона;
заключение договоров участия в долевом строительстве гражданами-участниками подпрограммы допускается только с застройщиками, осуществляющими обязательные отчисления (взносы) в фонд, созданный по решению Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 23.2 Закона в целях дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, в отношении которых арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве
Расширение сферы применения института государственных жилищных сертификатов (в частности применение наравне с договором купли-продажи договора долевого участия в строительстве жилья) будет не только способствовать повышению эффективности реализации подпрограммных мероприятий, но и создаст оптимальные условия для развития строительного сектора, что в целом положительно отразится на темпах экономического развития. В частности, применение механизма сертификатов в долевом строительстве позволит:
1.Переориентировать граждан - участников подпрограммы на первичный рынок жилья.
2.Обеспечить дополнительное финансовое наполнение строительного сектора экономики, создать оптимальные условия для развития промышленности строительных материалов (отсюда появление дополнительного количества рабочих мест и дополнительной налогооблагаемой базы).
3.Открыть для граждан - участников подпрограммы рынок новостроек.
4.Повысить безопасность приобретения жилья с использованием социальных выплат.
Внесение изменений в Правила не потребует признания утратившими силу, а также изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
Реализация предлагаемого проекта постановления Правительства Российской Федерации не повлияет на доходы или расходы федерального или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.