Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, Порядка расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".
Проектом акта предлагается утвердить требования к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам (далее - Требования) и порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - Порядок).
Одновременно Минсельхозом России также разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, Порядка отбора инвестиционных проектов и Порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели" и проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, примерной формы договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели и о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за исполнением инвестиционных проектов".
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта акта 02/07/08-16/00052869).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 19 августа по 15 сентября 2016 г.
По информации разработчика, замечания и предложения в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 14 по 18 ноября 2016 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования. В ходе публичных консультаций получены отзывы на проект акта от РСПП, НКО "Ассоциация добытчиков минтая", Некоммерческой организации "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", А.И. Порфирьев, Подкомитета по развитию рыбохозяйственного комплекса Комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ООО "УК "ФОР", ЗАО "Экарма", НО "Союз рыбопромышленников Севера" (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается). Министерство экономического развития Кировской области и Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края сообщило об отсутствии предложений и замечаний.
Обращаем внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Пунктом 10.2 Требований определяется перечень документов, которые включаются в концепт-проект. Представляется, что перечень, состоящий из 30 технических документов, избыточен. По данным участников публичных консультаций формирование такого пакета материалов может потребовать от инвестора дополнительных вложений в размере около 300 тыс. евро, срок его подготовки может достигать 4-5 месяцев. При этом концепт-проект представляется заявителем вместе с заявлением, до принятия решения о заключении (или не заключении) договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели.
Участники публичных консультаций предлагали к включению в концепт-проект следующих документов, достаточных по их мнению для оценки стоимости и сроков строительства:
Предварительный план общего расположения;
Предварительная спецификация;
Предварительный теоретический чертеж;
Предварительный список оборудования, Makers list;
Стоимость компонентов основного оборудования;
Предварительный расчет весовых нагрузок;
План расположения танков и трюмов;
3-D изображения Судна (3 положения: с носа, с кормы и профиль );
Однолинейная схема системы электроснабжения;
Предварительный расчет электрических нагрузок;
Предварительный расчет остойчивости.
Теоретический чертеж.
2. В качестве негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы недостаточной экономической отдачи при освоении и переработки водных биологических ресурсов (пункт 3.2 сводного отчета) разработчик указывает на то, что основную долю выпускаемой и реализуемой продукции составляет рыба мороженная (до 86% реализации).
Вместе с тем пунктами 5.1 - 5.4 Требований в качестве обязательного требования к объектам инвестиций для судов рыбопромыслового флота определено наличие на них морозильного оборудования определенной мощности.
Обращаем внимание, что при осуществлении промышленного рыболовства заморозка выловленных водных биоресурсов не является обязательной и может не осуществляться (например, в случае доставки улова в живом или охлажденном виде для последующей переработки на суше). Осуществление прибрежного рыболовства и вовсе не предполагает заморозки выловленных водных биоресурсов, в связи с чем на судах рыбопромыслового флота, используемых исключительно для целей прибрежного рыболовства, будет отсутствовать необходимость в установке морозильного оборудования.
Устанавливая обязательное требование о наличии на траулерах-процессорах и ярусоловах-процессорах морозильного оборудования разработчик, тем самым, необоснованно увеличивает стоимость инвестиционного проекта для лиц, не имеющих намерения осуществлять заморозку выловленных водных биоресурсов. Одновременно в перечне объектов инвестиций не предусмотрены суда рыбопромыслового флота, оснащенные оборудованием для доставки улова в живом и охлажденном виде.
3. Пункт 2 Порядка финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов определяет в качестве единственно возможной формы финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта банковскую гарантию, требования к которой установлены в пунктах 3 - 4 Порядка. Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 7 статьи 29.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов. Таким образом, Законом N 166-ФЗ не установлено, что Правительством Российской Федерации определяются допустимые формы финансового обеспечения (в частности, только одна допустимая форма - банковская гарантия) и требования к ним (пункт 3 Порядка).
Одновременно обращаем внимание, что определяя в пункте 2 Порядка финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в качестве одного из видов обеспечения реализации инвестиционного проекта действующие права на добычу (вылов) водных биоресурсов, разработчик не устанавливает, каким образом данные права будут обеспечивать реализацию соответствующего инвестиционного проекта - будут ли они прекращены, каким образом, по какому основанию (из числа предусмотренных статьей 13 Закона N 166-ФЗ.
4. В проекте акта (в частности, Требованиях) осуществляется отождествление понятия "предприятие как имущественный комплекс" и "завод - объект капитального строительства".
Понятие "предприятие как имущественный комплекс" согласно статье 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) включает в себя не только объект капитального строительства, но и "все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права".
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 132 ГК РФ предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Данное обстоятельство связано с тем, что сама идея существования такого объекта недвижимого имущества как "предприятие как имущественный комплекс" связана с необходимостью создания механизма отчуждения одним лотом самостоятельных производственных комплексов без отчуждения самого юридического лица - владельца такого комплекса в рамках приватизации или банкротства.
Таким образом, "предприятие как имущественный комплекс" буквально не может быть объектом капитального строительства, поскольку формируется на базе имущества и прав действующей организации. То есть, "предприятие как имущественный комплекс" не может появиться ранее, чем действующая организация не создаст на базе своего имущества и прав "предприятие как имущественный комплекс" в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Следует отметить, что в Законе N 166-ФЗ говорится не о строительстве "предприятия как имущественного комплекса", а о владении "предприятием как имущественным комплексом", что не одно и то же.
В этой связи считаем, что необходимо внести изменения в проектируемые положения, исключив упоминание о предприятии как имущественном комплексе в качестве объекта инвестиции.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточным обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.