Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направляется в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 сентября 2014 г. по 3 октября 2014 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок со 24 ноября по 24 декабря 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 00/03-18129/09-14/2-4-5).
Основанием для разработки проекта акта является положение части второй статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) об установлении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации (далее - Мониторинг).
Статьей 10 Закона N 206-ФЗ дано определение Мониторинга как системы наблюдений, анализа, оценки и прогноза распространения по территории Российской Федерации карантинных объектов.
Статьей 11 Закона N 206-ФЗ определены цели Мониторинга:
1) постоянное наблюдение за проникновением на территорию Российской Федерации карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории Российской Федерации, в том числе выявление и оценка влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации;
2) выявление путей проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов;
3) выявление очагов карантинных объектов;
4) подготовка предложений о принятии мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами.
К проекту акта имеются следующие замечания.
Термины и определения, используемые в проекте акта не соответствуют Закону N 206-ФЗ, что составляет риск неоднозначного толкования этих понятий.
Предлагаемые разработчиком понятия "активный мониторинг", "пассивный мониторинг", "популяционный мониторинг", "локальный мониторинг", "текущий мониторинг" не закреплены законодательством Российской Федерации в области карантина растений и вступают в противоречие с понятием Мониторинга, закрепленным в Законе N 206-ФЗ.
При этом предметами перечисленных мониторингов указаны система наблюдений и процесс наблюдений, несмотря на то, что Законом N 206-ФЗ предметом Мониторинга (наблюдения, анализа, оценки и прогноза распространения) являются карантинные объекты.
Таким образом, разработчиком не определен предмет Мониторинга.
Также разработчиком предлагается понятие "сообщение о вредном организме", не закрепленное законодательством в области карантина растений.
Пунктом 7 раздела V проекта акта предлагается установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции исходя из "правоустанавливающих документов физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, документов о площадях и объемах подкарантинных объектов, которые подлежат мониторингу". Считаем необходимым исключить указанный пункт из проекта акта.
Считаем необходимым переработать раздел VIII проекта акта о порядке оформления результатов Мониторинга. Разработчик предлагает оформлять результаты мониторинга актом. Акт составляется по итогам контрольного мероприятия - проверки, обследования, досмотра. Из раздела VIII проекта акта следует, что разработчик относит Мониторинг к мероприятиям государственного контроля, что противоречит положениям Закона N 206.
Проектом акта не определены механизмы достижения целей Мониторинга.
Механизмы осуществления Мониторинга в проекте акта названы "мониторингами". В отношении каждого предмета наблюдения - фитосанитарного состояния территории, продукции, объектов предусмотрены отдельные виды "мониторингов". При этом мероприятия, предлагаемые разработчиком в рамках Мониторинга, дублируют все мероприятия, осуществляемые в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля. Полагаем, что параллельное проведение досмотров, осмотров, лабораторных исследований, обследований и иных контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении Мониторинга представляется избыточным. Для проведения анализа и оценки распространения карантинных объектов считаем достаточным использование результатов, получаемых при осуществлении государственного контроля. Полагаем необходимым в проекте акта привести перечень случаев, при которых необходимо проведение дополнительных обследований и отбора образцов для целей Мониторинга.
Полагаем необходимым доработать проект акта, определив предмет Мониторинга и механизмы его осуществления в соответствии с Законом N 206-ФЗ, а также исключив из проекта акта следующие положения, не имеющие отношения к осуществлению Мониторинга:
- термины и определения, не закрепленные законодательством в области карантина растений;
- мониторинг подкарантинной продукции при ее экспорте;
- раздел Х проекта акта об ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение порядка проведения Мониторинга.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.