Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Озерск"
(подготовлен Минэкономразвития России 12.12.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Озерск" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии со статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) подготовлен в соответствии с заявкой на создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории закрытого административно-территориального образования Озерск Челябинской области (далее - ЗАТО "Озерск") в целях создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития ЗАТО "Озерск" и снижения рисков возникновения социальной нестабильности, сохранения кадрового потенциала городов присутствия атомной отрасли, производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции, в том числе создания гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли.
Проект создания ТОСЭР на территории ЗАТО "Озерск" соответствует необходимым условиям, а именно:
1. Экономико-географические характеристики ЗАТО "Озерск".
ЗАТО "Озерск" обладает следующими преимуществами экономико-географического положения:
выгодное географическое положение (расположение от областных центров и крупных городов РФ в радиусе до 500 км, таких как г. Челябинск, г. Екатеринбург, г. Магнитогорск, г. Уфа);
удобное расположение ЗАТО "Озерск" по отношению к крупным городам Челябинск и Екатеринбург определяет шаговую доступность до крупной магистрали М-5, двух международных аэропортов и Южно-Уральской железной дороги;
развитие транспортной инфраструктуры Челябинской области предполагает строительство высокоскоростной железной дороги между Челябинском и Екатеринбургом, что позволит преодолеть расстояние между городами примерно за 60 минут. Годовой пассажиропоток составит почти 3 млн. человек. Реализация проекта даст синергетический эффект для экономик Челябинской и Свердловской областей;
наличие железнодорожных путей в округе. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции - Южно-Уральская железная дорога (пос. Новогорный) - 1,3 км. Железнодорожное сообщение: код объекта 80300, принадлежит к грузовым. Станция Новогорная осуществляет следующие операции: выдачу грузов мелкими и повагонными отправками, загружаемых целыми вагонами, только с мест необщего пользования и с подъездных путей; тип путей - однополосный, протяженность от станции Новогорная до участка составляет 1,7 км;
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26 марта 2014 года N 1949 Озерск отнесен к числу наиболее вероятных точек роста промышленности региона и определен зоной опережающего инновационного развития Челябинской области;
близость к основным производственным и технологическим рынкам: Уральский федеральный округ - центр концентрации промышленного производства Российской Федерации;
высокий кадровый потенциал территории, обусловленный высокой долей людей с высшим и средним образованием в общей численности населения трудоспособного возраста;
наличие на территории округа филиалов высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования. Образовательный комплекс Озерского городского округа включает в себя 14 дошкольных образовательных учреждений, 19 дневных школьных образовательных учреждений, одну вечернюю школу, 4 учреждения дополнительного образования, 3 средних специальных учебных заведения, 3 филиала и представительства ВУЗов. Прогнозируемая численность выпускников за десятилетний период составит 6091 человек, что в полной мере покроет потребности резидентов в трудовых ресурсах самых разных специализаций и уровней квалификации;
развитая социальная, транспортная, коммунальная и инженерная инфраструктура в округе, направленная на обеспечение необходимого уровня и качества жизни населения, обеспечение воспроизводства человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер экономической деятельности. Все основные объекты социальной инфраструктуры, в том числе школы и детские сады, учреждения здравоохранения и культуры, спортивные объекты, проектировались и строились исходя из численности постоянно проживающего населения 100 тысяч человек. Мероприятия по реализации проекта ТОСЭР не окажут дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру, в связи с тем, что по всем ее направлениям имеется резерв;
наличие на территории округа Озерского таможенного поста, находящегося в зоне деятельности Челябинской таможни. Код таможенного поста 10504050. Наличие таможенного поста на территории Озерского городского округа сокращает сроки совершения таможенных операций в соответствии с Порядком и технологиями совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых (ввезенных) на участки территории опережающего социально-экономического развития, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывозимых с таких участков, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы от 30 июля 2015 г. N 1526, а также упрощает ведение таможенного контроля со стороны таможенных органов;
наличие инновационной инфраструктуры.
2. Прогнозный анализ социально-экономических последствий создания ТОСЭР "Озерск".
Создание ТОСЭР на территории ЗАТО "Озерск" обеспечит создание условий, необходимых для комплексного развития Озерского городского округа Челябинской области, станет эффективным инструментом повышения инвестиционной привлекательности территории и повлечет за собой выгоды для Российской Федерации, Челябинской области, ЗАТО "Озерск", компаний - резидентов территории опережающего социально-экономического развития, Госкорпорации "Росатом".
ТОСЭР создается в границах закрытого административно-территориального образования Озерского городского округа Челябинской на трех земельных участках общей площадью 53 га, один из которых расположен в границах охраняемого периметра закрытого административно-территориального образования, два - за пределами охраняемого периметра ЗАТО "Озерск".
Создание ТОСЭР обеспечит создание 1143 рабочих мест, привлечет более 9,8 млрд. руб. инвестиций.
3. Оценка потребности в привлечении иностранных работников в ТОСЭР на территории ЗАТО "Озерск", в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда Челябинской области.
Потребность в привлечении иностранных работников потенциальными резидентами ТОСЭР "Озерск" в настоящее время отсутствует.
4. Сведения о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.
Реализация проектов инвесторов, выразивших готовность реализовать проекты на площадке ТОСЭР.
В настоящий момент получены письма от инвесторов о реализации 10 проектов и заключены соглашения об инвестиционном сотрудничестве, подтверждающие объемы инвестиций и число создаваемых рабочих мест. Перечень проектов:
Интеллектуальный рукав для восстановления трубопроводных сетей различного назначения. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 607 млн. рублей. Инициатор проекта - ЗАО "Уральский завод полимерных технологий "Маяк".
Сваи "СМОТ" с противопучинной оболочкой ОСПТ "Релайн". Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 405 млн. рублей. Инициатор проекта - ЗАО "Озерский завод свайных конструкций".
Создание регионального центра облучательных технологий. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 185 млн. рублей. Инициатор проекта - ФГУП "ПО "Маяк".
Создание производства редукторов. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 300 млн. рублей. Инициатор проекта - ФГУП "ПО "Маяк".
Создание производства металлообрабатывающих станков. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 304 млн. рублей. Инициатор проекта - ФГУП "ПО "Маяк".
Производство углеграфитовых материалов. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 150 млн. рублей. Инициатор проекта - ООО "Завод углеродных материалов".
Организация производства полимерных композиций. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 74 млн. рублей. Инициатор проекта - ООО "Озерская трубная компания".
Создание завода по производству гидроксида и оксида алюминия. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 739,1 млн. рублей. Инициатор проекта - Общество с ограниченной ответственностью "НаноТех".
Производство инновационных лакокрасочных материалов. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 13 млн. рублей. Инициатор проекта - ООО "ФинИнтерКом".
Производство промышленных кварц наполненных композитов и керамик. Планируемый объем инвестиций в основной капитал - 260 млн. рублей. Инициатор проекта - ООО "Уральский завод промышленных композитов".
На ТОСЭР "Озерск" планируется применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и предоставление возможности резидентам самостоятельно оборудовать площадки для обеспечения данного режима в соответствии с требованиями Федеральной таможенной службы.
Необходимость введения свободной таможенной зоны обусловлена следующими факторами.
Все проекты, заявленные к реализации на ТОСЭР "Озерск", предусматривают создание новых или масштабирование действующих производств путем запуска новых производственных линий. Для организации производственного процесса необходима закупка оборудования, большая часть из которого в настоящий момент не производится на территории Российской Федерации
При реализации большей части из заявленных проектов ТОСЭР планируется проведение импортных и/или экспортных операций со странами Европейского союза, США, Япония, Монголия, Китай, Корея, Индия, Ближнего Востока, Латинской и Центральной Америки, Южной и Центральной Африки.
Цель присвоения статуса ТОСЭР территории внутри границ ЗАТО "Озерск" - создание на территории ЗАТО "Озерск" площадки ускоренного социально-экономического развития посредством формирования производств новейших технологических укладов, обеспечивающих технологическую независимость государства.
Создание ТОСЭР обеспечит условия, необходимые для комплексного развития ЗАТО "Озерск", станет эффективным инструментом повышения инвестиционной привлекательности территории. Созданные условия, благоприятствующие развитию бизнеса на основе формирования современных конкурентоспособных производств высокотехнологичной специализации и новых импортоориентированных сегментов федеральной и региональной экономики, обеспечивающих прирост налоговых платежей в федеральный и региональный бюджет, будут способствовать технологическому развитию бизнес среды, диверсификации экономики округа.
Привлеченные инвестиции, в свою очередь, будут создавать новые рабочие места, что позволит предотвратить возникновение социальной напряженности в округе, где значительная часть экономически активного населения работает на градообразующем предприятии. Перераспределяемые квалифицированные кадровые ресурсы, сформированные благодаря высокому научному потенциалу округа и инновационному потенциалу региона, будут обеспечивать высокую производительность на вновь создаваемых производствах. В долгосрочной перспективе численность экономически активного населения будет увеличиваться за счет "омоложения" населения и притока новой рабочей силы из других городов. Это будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности округа, и региона, в целом.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.