Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "Об электронной подписи"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 46, ст. 4434; 2006, N 31, ст. 3448; 2007, N 1, ст. 7; 2009, N 12, ст. 1431; N 21, ст. 2573; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; N 44, ст. 6044; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 32, ст. 4517, 4548; Официальный интернет - портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 ноября 2014 года, N 0001201411250005; 31 декабря 2014 года, N 0001201412310106) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 3 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом";
б) дополнить пунктами 21 - 30 следующего содержания:
"21) облачные вычисления - информационные технологии, включающие в том числе государственную инфраструктуру облачных вычислений, обеспечивающие дистанционную обработку данных более чем одной информационной системой;
22) государственная инфраструктура облачных вычислений (далее также "инфраструктура облачных вычислений") - совокупность технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих выполнение облачных вычислений, в соответствии со статьями 14.1, 15.8 настоящего Федерального закона;
23) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в использовании государственной инфраструктуры облачных вычислений, заключающаяся, в том числе, в размещении и использовании программ для электронных вычислительных машин;
24) поставщик услуг предоставления государственной инфраструктуры облачных вычислений (далее - поставщик услуг инфраструктуры) - юридическое лицо, оказывающее услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;
25) пользователь услуг инфраструктуры облачных вычислений - физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;
26) услуги, предоставляемые на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее - программные услуги) - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дистанционном использовании функционирующих на государственной инфраструктуре облачных вычислений программ для электронных вычислительных машин;
27) поставщик услуг, предоставляемых на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее - поставщик программных услуг) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие программные услуги;
28) пользователь услуг на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее - пользователь программных услуг) - физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) программные услуги;
29) единая инфраструктура электронного правительства - совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем и программно-аппаратных элементов, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона;
30) технические средства информационной системы - оборудование, технические изделия и иные устройства, в том числе технические средства связи, либо входящие в соответствии с документацией в состав информационной системы, либо с использованием вычислительных мощностей облачных вычислений";
2) в статье 13:
а) часть 2.1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать функционирование используемых информационных систем и (или) взаимодействие между такими информационными системами в электронной форме с использованием единой инфраструктуры электронного правительства, если федеральным законом не предусмотрена возможность использования иных средств информационно-телекоммуникационных технологий для обеспечения функционирования и взаимодействия соответствующих информационных систем, с использованием которых осуществляется предоставление государственных, муниципальных услуг в электронной форме.";
б) часть 4 дополнить следующим текстом: ", а также распространяются на информационные системы, функционирование которых обеспечивается с использованием единой инфраструктуры электронного правительства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом";
в) часть 7 изложить в следующей редакции:
"7. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке в целях осуществления контроля и условия предоставления такой информации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Должностные лица, отвечающие за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, несут ответственность за нарушение указанных положений настоящего федерального закона, в том числе административную.";
3) в статье 14 часть 2 дополнить следующими словами: ", или требований, предусмотренных настоящим федеральным законом";
4) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
"Статья 14.1 Единая инфраструктура электронного правительства
1. Единая инфраструктура электронного правительства используется при исполнении государственных и муниципальных функций, функций органов законодательной и судебной власти (далее - государственные и муниципальные функции), предоставлении государственных и муниципальных услуг, обеспечении оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения предоставления услуг государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), включенных в соответствующий перечень согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг", а также в иных целях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
2. Единая инфраструктура электронного правительства состоит из:
1) инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура взаимодействия), основными элементами которой являются в том числе информационные системы, включая:
а) федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) информационную систему, обеспечивающую выполнение функций доверенной третьей стороны, предназначенной для трансграничного обмена электронными документами в случаях, если такой обмен предусмотрен международными договорами Российской Федерации, а также выполнение функций головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный в сфере электронной подписи федеральный орган исполнительной власти;
в) единую систему идентификации и аутентификации;
г) федеральную государственную информационную систему "Единая система межведомственного электронного взаимодействия";
д) федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
е) федеральную государственную информационную систему "Единая система нормативной справочной информации";
ж) государственную информационную систему, обеспечивающую передачу электронных сообщений от государственных органов или органов местного самоуправления гражданам или представителям организаций через единый портал в целях их информирования в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг или исполнения государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, не требующих от граждан (представителей организаций) обращения с заявлением в органы власти и иные организации;
з) интернет-ресурс "Российская общественная инициатива";
2) технической инфраструктуры, которая функционирует в соответствии с настоящей статьей и вычислительные мощности которой используются также в работе инфраструктуры взаимодействия. Техническая инфраструктура состоит, в том числе из следующих элементов:
а) центры обработки данных, представляющие собой совокупность технических средств предоставления вычислительной мощности для размещения информационных систем;
б) сеть передачи данных органов государственной власти, включающая, в частности, сети связи, которая обеспечивает функционирование, в том числе инфраструктуры взаимодействия;
в) система обеспечения информационной безопасности;
3) государственная инфраструктура облачных вычислений, которая функционирует в соответствии с настоящей статьей и статьей 15.8 настоящего Федерального закона и включает, в том числе федеральную государственную информационную систему "Платформа хранения электронных документов". Указанная в настоящем подпункте информационная система обеспечивает функционирование и хранение информационных ресурсов, в том числе переведенных в электронную форму документов на бумажном носителе, в составе государственных информационных систем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;
4) федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую комплексный мониторинг функционирования инфраструктуры электронного правительства (далее - система мониторинга).
3. В целях обеспечения функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства:
1) Правительством Российской Федерации устанавливаются:
а) положения о единой инфраструктуре электронного правительства, определяющее в том числе правила взаимодействия между инфраструктурой взаимодействия, технической инфраструктурой, государственной инфраструктурой облачных вычислений системой мониторинга, иными информационными системами, требования к элементам единой инфраструктуры электронного правительства и к используемым видам электронной подписи об инфраструктуре взаимодействия, в том числе исчерпывающий состав ее элементов и требования к ним, порядок и ограничения ее использования, о технической инфраструктуре, в том числе исчерпывающий состав ее элементов и требования к ним, порядок и ограничения ее использования, о государственной инфраструктуре облачных вычислений, в том числе исчерпывающий состав ее элементов, порядок и ограничения ее использования, о системе мониторинга, в том числе исчерпывающий состав ее элементов, порядок и ограничения ее использования;
б) План-график поэтапного перехода на единую инфраструктуру электронного правительства, в том числе к программным услугам, при создании и эксплуатации информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Создание и эксплуатация указанных в настоящей части информационных систем с нарушением утвержденного Правительством Российской Федерации плана-графика не допускается;
в) Порядок включения в состав единой инфраструктуры электронного правительства элементов, не являющихся государственной собственностью, а также состав информации, передаваемой владельцами таких элементов в систему, предусмотренную подпунктом "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи;
г) иные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий:
а) устанавливаются технические требования для присоединения к инфраструктуре взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в целях исполнения государственных и муниципальных функций;
б) устанавливаются технические требования к элементам технической инфраструктуры, государственной инфраструктуре облачных вычислений и их взаимодействию между собой, технические требования для присоединения к технической инфраструктуре, государственной инфраструктуре облачных вычислений и их использования, при этом, в части системы обеспечения информационной безопасности, - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
в) утверждаются иные необходимые правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4. Для исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, обеспечения оказания в электронной форме услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения предоставления в электронной форме услуг государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), включенных в соответствующий перечень согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг", запрещается создание информационных систем, выполняющих предусмотренные пунктом 1 части 2 настоящей статьи функции, помимо указанных в упомянутом пункте информационных систем. При необходимости выполнение таких функций обеспечивается указанными в пункте 1 части 2 настоящей статьи информационными системами, с учетом положений части 11 настоящей статьи.
5. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, эксплуатация единой инфраструктуры электронного правительства, развитие, создание такой инфраструктуры, а также ее элементов обеспечиваются или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - оператор единой инфраструктуры) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации или посредством передачи оператором единой инфраструктуры задачи по эксплуатации инфраструктуры взаимодействия, по ее развитию, созданию ее элементов (далее - эксплуатация, развитие инфраструктуры взаимодействия) и (или) задачи по эксплуатации технической инфраструктуры, по ее развитию, созданию ее элементов (далее - эксплуатация, развитие технической инфраструктуры) и (или) задачи по эксплуатации государственной инфраструктуры облачных вычислений, по ее развитию, созданию ее элементов (далее - эксплуатация, развитие инфраструктуры облачных вычислений) и (или) задачи по эксплуатации системы мониторинга, по ее развитию, созданию ее элементов (далее - эксплуатация, развитие системы мониторинга) либо исполнителю в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Исполнитель), либо организации (организациям), с которой (которыми) оператором единой инфраструктуры заключено предусмотренное частью 9 настоящей статьи соглашение (далее - Эксплуатант). В случае передачи оператором единой инфраструктуры указанных в настоящем абзаце задач Исполнителю, в таком качестве привлекается оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.
В случае, если в соответствии с абзацем первым настоящей части статьи определены разные Исполнитель и Эксплуатант для осуществления соответственно эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия, эксплуатации, развития технической инфраструктуры, эксплуатации, развитии инфраструктуры облачных вычислений, эксплуатации, развития системы мониторинга, то между такими Исполнителем (Эксплуатантом) до начала осуществления эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия (эксплуатации, развития технической инфраструктуры, эксплуатации, развития инфраструктуры облачных вычислений, эксплуатации, развития системы мониторинга) по согласованию с оператором единой инфраструктуры должно быть заключено соглашение о разграничении между Исполнителем (Эксплуатантом) ответственности за обеспечение надлежащего осуществления эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия (эксплуатации, развития технической инфраструктуры, эксплуатации, развития инфраструктуры облачных вычислений, эксплуатации, развития системы мониторинга).
Организация (организации), с которой (которыми) может быть заключено предусмотренное частью 9 настоящей статьи соглашение, определяется Правительством Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, сформированных в соответствии с критериями, определенными в части 10 настоящей статьи. Правительством Российской Федерации устанавливаются существенные условия предусмотренного частью 9 настоящий статьи соглашения.
6. Требования к эксплуатации, модернизации, развитию единой инфраструктуры электронного правительства, в том числе Эксплуатантом, в целях создания условий для использования инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений для исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, обеспечения оказания в электронной форме услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения предоставления в электронной форме услуг государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), включенных в соответствующий перечень согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг", в установленном порядке (далее - деятельность органов власти) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с учетом требований части 6 статьи 14 настоящего Федерального закона.
7. Эксплуатант и (или) Исполнитель, которому (которым) переданы задачи по эксплуатации, развитию инфраструктуры взаимодействия и (или) задачи по эксплуатации, развитию технической инфраструктуры и (или) задачи по эксплуатации, развитию инфраструктуры облачных вычислений и (или) эксплуатации, развитию системы мониторинга, вправе использовать совместно с соответствующей инфраструктурой элементы собственной информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок указанного в настоящем абзаце совместного использования и требования к элементам собственной информационно-технологической инфраструктуры Эксплуатанта и (или) Исполнителя определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, причем в части, не урегулированной упомянутыми порядком и требованиями, на присоединяемые элементы распространяются соответствующие положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, установленные в отношении инфраструктуры взаимодействия, технической инфраструктуры и государственной инфраструктуры облачных вычислений и регулирующие технические вопросы информационного взаимодействия.
8. С использованием инфраструктуры взаимодействия (технической инфраструктуры, государственной инфраструктуры облачных вычислений) могут быть предоставлены услуги, не относящиеся к деятельности органов власти, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Перечень услуг, не относящихся к деятельности органов власти и которые соответствующее лицо вправе предоставлять в соответствии с абзацем первым настоящей части статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - электронные публичные услуги). В случае, если при предоставлении электронных публичных услуг используются персональные данные физических лиц, то предоставление таких электронных публичных услуг допускается при условии согласия соответствующих субъектов персональных данных на использование сведений о них. Предусмотренные настоящим абзацем электронные публичные услуги предоставляются при условии осуществления платы в федеральный бюджет, порядок осуществления и размер которой определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Полученные таким образом финансовые средства подлежат использованию исключительно для финансирования эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия и (или) эксплуатации, развития технической инфраструктуры и (или) эксплуатации, развития инфраструктуры облачных вычислений и (или) эксплуатации, развития системы мониторинга.
Помимо указанного в абзацах первом-втором настоящей части статьи, Эксплуатант, в случае осуществления собственных инвестиций в создание или развитие элементов инфраструктуры взаимодействия (технической инфраструктуры, государственной инфраструктуры облачных вычислений) или использования присоединенной к ним собственной инфраструктуры вправе с использованием таких элементов инфраструктуры взаимодействия (технической инфраструктуры, государственной инфраструктуры облачных вычислений) или присоединенной к ним собственной инфраструктуры с использованием информации из государственных или муниципальных информационных ресурсов предоставлять дополнительные услуги, перечень которых определяется Эксплуатантом самостоятельно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (далее - электронные коммерческие услуги). В случае, если при предоставлении электронных коммерческих услуг используются персональные данные физических лиц, то предоставление таких электронных коммерческих услуг допускается при условии согласия соответствующих субъектов персональных данных на использование сведений о них. Порядок определения и взимания платы за предоставление электронных коммерческих услуг, а также предельные размеры платы за такие услуги определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Средства от доходов, получаемых Эксплуатантом и привлекаемыми Эксплуатантом организациями при оказании электронных коммерческих услуг, учитываются при определении размера платы из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Эксплуатанту за обеспечение им эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений в целях оказания электронных публичных услуг и (или) деятельности органов власти, уменьшая ее на размер в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, с учетом итогов предусмотренного пунктом 9 части 9 настоящей статьи мониторинга. При этом, в случае, когда по итогам уменьшения размер платы из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Эксплуатанту станет нулевым, подлежат применению устанавливаемые Правительством Российской Федерации требования к порядку распределения доходов от оказания электронных коммерческих услуг между Эксплуатантом и бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на эксплуатацию, развитие инфраструктуры взаимодействия (технической инфраструктуры, государственной инфраструктуры облачных вычислений) для реализации задач, направленных на предоставление электронных коммерческих услуг, Эксплуатант несет за счет собственных средств.
9. Соглашение, заключаемое между оператором единой инфраструктуры и Эксплуатантом в отношении инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений в случаях, определенных настоящей статьей, должно соответствовать следующим условиям:
1) обязательства Эксплуатанта по обеспечению эксплуатации, развития элементов инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений;
2) порядок и условия осуществления финансирования для эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия (технической инфраструктуры, государственной инфраструктуры облачных вычислений), включая порядок распределения доходов от оказания электронных коммерческих услуг, и учета средств от таких доходов, получаемых Эксплуатантом и привлекаемыми Эксплуатантом для оказания электронных коммерческих услуг организациями, посредством уменьшения размера платы из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Эксплуатанту на размер, определяемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке, за обеспечение эксплуатации, развития элементов инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений в целях оказания электронных публичных услуг и (или) деятельности органов власти, а также порядок учета результатов предусмотренного пунктом 9 настоящей части статьи мониторинга. При этом, в случае, когда по итогам уменьшения размер платы из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Эксплуатанту станет нулевым, подлежат применению устанавливаемые Правительством Российской Федерации требования к порядку распределения доходов от оказания электронных коммерческих услуг между Эксплуатантом и бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Размеры финансирования определяются в соответствии с установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, порядком;
3) срок действия соглашения;
4) требования к показателям качества эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений;
5) требование о необходимости уплаты Эксплуатантом неустойки за нарушение (неисполнение) Эксплуатантом обязательств по соглашению, которые не относятся к существенным нарушениями (неисполнению), при этом:
а) размер такой неустойки не должен быть менее пяти сотых процента от размера полной оценочной стоимости соответствующего элемента инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений на момент заключения соглашения за каждое нарушение (неисполнение) Эксплуатантом обязательств по соглашению;
б) в случае причинения убытков уплата неустойки не уменьшает размер подлежащих возмещению убытков, которые взыскиваются в полной сумме сверх неустойки;
6) один или несколько способов обеспечения исполнения Эксплуатантом обязательств по соглашению, которые должны составлять не менее двух третей от полной оценочной стоимости соответствующего элемента инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений на период действия соглашения и за счет которых в случае существенного нарушения (неисполнения) Эксплуатантом предусмотренных соглашением обязательств в установленном порядке уполномоченным органом обеспечивается функционирование инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений до передачи указанных обязательств иному лицу в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
7) основания для расторжения соглашения, включающие в том числе существенное нарушение (неисполнение) Эксплуатантом предусмотренных соглашением обязательств;
8) обязательства Эксплуатанта по обеспечению эксплуатации и развития инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений до передачи указанных обязательств иному лицу в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
9) обеспечение оператором единой инфраструктуры мониторинга осуществления эксплуатации, развития инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений, а также мониторинга поступления Эксплуатанту и привлекаемым им для оказания электронных коммерческих услуг организациям доходов от оказания электронных коммерческих услуг, в соответствии с определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями и порядком.
10. Организация (организации), с которой (которыми) в отношении инфраструктуры взаимодействия и (или) технической инфраструктуры и (или) государственной инфраструктуры облачных вычислений, либо их элементов может быть заключено предусмотренное частью 9 настоящей статьи соглашение, должна соответствовать критериям, которые определяет Правительство Российской Федерации.
11. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о создании в соответствующем субъекте Российской Федерации информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории субъекта Российской Федерации (инфраструктура регионального электронного правительства), которая подлежит размещению на единой инфраструктуре электронного правительства, в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации планом такого поэтапного размещения. Технические требования к форматам передаваемых данных, а также порядок функционирования и развития соответствующей инфраструктуры регионального электронного правительства определяются нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к инфраструктуре регионального электронного правительства, в том числе к составу элементов инфраструктуры регионального электронного правительства, а также с учетом установленных согласно настоящей статье для инфраструктуры взаимодействия требований.";
5) дополнить статьей 15.8 следующего содержания:
"Статья 15.8. Организация оказания услуг предоставления инфраструктуры облачных вычислений и (или) программных услуг федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям, унитарным предприятиям, государственным корпорациям, государственным компаниям или хозяйственным обществам, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
1. Услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений и (или) программные услуги федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям, унитарным предприятиям, государственным корпорациям, государственным компаниям или хозяйственным обществам, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования предоставляются с применением государственной инфраструктуры облачных вычислений в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
2. При оказании услуг, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, поставщик услуг инфраструктуры обязан осуществить:
1) постоянное функционирование государственной инфраструктуры облачных вычислений в целях обеспечения доступности информации, переданной в государственную инфраструктуру облачных вычислений и (или) созданной в государственной инфраструктуре облачных вычислений, для пользователей предусмотренных частью 1 настоящей статьи услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) возможность обработки указанной в пункте 1 настоящей части статьи информации и ее защиту в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
3. При оказании услуг, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, поставщик программных услуг обязан обеспечить постоянное функционирование программных средств, обеспечивающих доступность информации, создаваемой и (или) обрабатываемой в рамках программной услуги, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, возможность обработки такой информации и ее защиту в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Поставщик программных услуг также обязан обеспечить получение согласия субъекта персональных данных в случае обработки таких персональных данных при оказании электронных коммерческих услуг или электронных публичных услуг с использованием государственной инфраструктуры облачных вычислений.
4. При оказании услуг, указанных в части 1 настоящей статьи, поставщик услуг инфраструктуры или поставщик программных услуг не может являться обладателем информации, созданной пользователями соответствующих услуг в государственной инфраструктуре облачных вычислений и (или) переданной пользователями в нее.
Поставщик услуг инфраструктуры (поставщик программных услуг) не может являться обладателем прав на программы для электронных вычислительных машин, созданных пользователями соответствующих услуг при использовании ими государственной инфраструктуры облачных вычислений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5. Требования к программным услугам и требования к услугам предоставления инфраструктуры облачных вычислений, указанным в части 1 настоящей статьи, и поставщикам таких услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Соответствие указанных программных услуг и поставщиков программных услуг установленным требованиям подтверждается в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Поставщики программных услуг обязаны при оказании программных услуг с применением государственной инфраструктуры облачных вычислений использовать программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в реестр российского программного обеспечения в соответствии со статьей 12.1 настоящего Федерального закона.
6. Поставщик услуг инфраструктуры и (или) поставщик программных услуг в случае нарушения требований, предусмотренных в соответствии настоящим Федеральным законом, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные в части 5 настоящей статьи требования должны предусматривать в том числе включение сведений о соответствующих услугах предоставления инфраструктуры облачных вычислений и программных услугах в реестр услуг предоставления инфраструктуры облачных вычислений и программных услуг, создание и функционирование которого осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Оказание услуг предоставления инфраструктуры облачных вычислений и программных услуг, не включенных в реестр, не допускается.".
6) в статье 16:
а) часть 4 после слов "оператор информационной системы" дополнить словами ", поставщик услуг инфраструктуры, поставщик программных услуг";
б) в части 5 слова "содержащейся в государственных информационных системах" заменить словами "содержащейся в используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями информационных системах, в том числе переданных в государственную инфраструктуру облачных вычислений, входящую в состав единой инфраструктуры электронного правительства,".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477; N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6961; N 52, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, 4264) следующие изменения:
1) в пункте 2 части 1 статьи 10 заменить слова "информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг" словами "инфраструктуры, предусмотренной статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
2) в статье 19:
а) в части 1 слова ", включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру" заменить словами "и инфраструктуры, предусмотренной статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"";
б) после слов "а также требований к инфраструктуре," добавить слова " указанной в части 1 настоящей статьи".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 3 признать утратившей силу;
2) статью 5 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Государственные органы, органы местного самоуправления для подписания электронных документов при межведомственном электронном взаимодействии или при взаимодействии с гражданами и организациями должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, причем требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации. При взаимодействии граждан и организаций с государственными органами, органами местного самоуправления посредством обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись, случаи и порядок использования которых устанавливает Правительство Российской Федерации. В случае, если федеральными законами предусмотрено исключение в виде использования при исполнении определенных государственных и муниципальных функций, функций органов законодательной и судебной власти, предоставлении определенных государственных и муниципальных услуг, а также при ином определенном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний или хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с гражданами или юридическими лицами, усиленной неквалифицированной электронной подписи, то при выдаче соответствующего сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - неквалифицированный сертификат) удостоверяющий центр должен направить в единую систему идентификации и аутентификации сведения о лице, получившем неквалифицированный сертификат, в объеме, необходимом для регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, и о полученном им неквалифицированном сертификате (уникальный номер неквалифицированного сертификата, даты начала и окончания его действия, наименование выдавшего его удостоверяющего центра.
В случае, если для получения государственной или муниципальной услуги установлена возможность подачи документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью, для подписания таких документов допускается использование усиленной квалифицированной электронной подписи.".
Статья 4
1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу через триста дней после его официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2) Положения пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона в отношении органов местного самоуправления, а также положения предложения третьего абзаца второго пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона не применяются до 1 января 2018 года.
3) Статья 2 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 1, подпункта "б" пункта 3, пункта 8 в части статьи 19 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и пункта 10, вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.