Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 21.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N мк 3318.
Проект направлен на создание дополнительных условий обеспечения безопасности проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, путем установления упрощенного порядка введения запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства, ранее нарушивших общественный порядок при проведении публичных и массовых мероприятий за пределами Российской Федерации, либо нарушивших правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, или если такие граждане и лица имеют намерения совершить подобные действия на территории Российской Федерации.
Проектом предусматривается введение превентивных мер по предотвращению противоправных посягательств на общественный порядок во время чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в отношении лиц, ранее замеченных в совершении насилия и хулиганском поведении во время спортивных и иных публичных и массовых мероприятиях.
В 2015 году в целях реализации пункта 2.1 решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2870, Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (ETS N 120) (заключена в г. Страсбурге 19 августа 1985 года, Российская Федерация участвует как государство-правоприемник СССР), в Российской Федерации создан национальный футбольный информационный пункт, посредством которого в установленном порядке осуществляется международный обмен информацией с аналогичными национальными футбольными информационными пунктами государств-членов Совета Европы в целях недопущения совершения болельщиками команд спортивных клубов по футболу правонарушений при проведении соревнований по футболу*(1).
По оценкам МВД России, и исходя из мировой практики проведения чемпионатов мира и Европы по футболу, недопущение въезда в страну агрессивно настроенных зрителей является наиболее эффективной мерой минимизации попыток совершения ими хулиганских действий.
Так, имеются сведения, что подобные ограничения на въезд вводились в период проведения чемпионата мира по футболу в ЮАР в 2010 году.
Германия на время проведения чемпионата мира по футболу в 2006 году вводила контроль на границах с государствами, входящими в Шенгенское соглашение, и отказывала во въезде в страну агрессивным футбольным болельщикам из других стран Европейского Союза.
Накануне проведения чемпионата Европы по футболу 2016 года Франция запретила въезд в страну более чем 2300 агрессивно настроенным футбольным болельщикам из разных стран.
По предварительным оценкам общее количество билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации составит более 3 миллионов билетов, при этом ожидается приобретение до 1 миллиона билетов иностранными гражданами.
В настоящее время в общем порядке, установленном статьей 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения общественного порядка; иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Также в соответствии со статьей 26 названного Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, учитывая высокий статус проведения чемпионата мира по футболу по футболу FIFA 2018 года, прогнозируемые потенциальные риски совершения в период его проведения большего количества противоправных деяний механизм введения ограничений на въезд на территорию Российской Федерации в повседневном режиме нуждается в совершенствовании, в части касающейся упрощения процедур вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Проектом предлагается закрепить в качестве оснований для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию информацию, поступившую в МВД России по каналам национальных футбольных информационных пунктов государств-членов Совета Европы либо по каналам Международной организации уголовной полиции Интерпола, в отношении конкретных нарушителей общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий за пределами Российской Федерации, либо о нарушителях правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации.
По общему правилу вынесение решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию осуществляется в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства. Вместе с тем, в пиковые периоды прибытия зрителей накануне чемпионата мира по футболу по футболу FIFA 2018 года даже при своевременном поступлении оперативной информации от иностранных правоохранительных органов о нежелательности пребывания своих граждан или о намерении совершить ими в период проведения матчей на территории Российской Федерации противоправные деяния, велика вероятность вынесения несвоевременных решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию после пересечения государственной границы Российской Федерации.
В целях создания условий, адекватных предполагаемому количеству выносимых решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, проектом предлагается установить, что такие решения могут быть подготовлены одновременно в отношении нескольких иностранных граждан или лиц без гражданства, то есть в списочном формате.
Кроме того, проектом уточняется, что в случае принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства уведомления о принятых решениях о неразрешении въезда в Российскую Федерацию им не направляются (не вручаются).
Проект не содержит положений, противоречащих положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Создание данного национального футбольного информационного пункта также предусмотрено Конвенцией Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (подписана в г. Сен-Дени 3 июля 2016 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.