Минэкономразвития России в соответствии с пунктами 26, 27 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 16 августа 2016 г. по 5 сентября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 5 сентября 2016 г. по 7 ноября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-16/00052754).
Проект акта разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2015 г. N Пр-2006 и от 23 августа 2016 г. N Пр-1659 в целях повышения ответственности за совершение административных правонарушений в области ветеринарии, повлекших за собой возникновение очагов заразных болезней животных и их распространение, а также в целях уточнения регулирования отношений, связанных с идентификацией и учетом животных, установлением защитных зон.
Проектом акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части уточнения прав и обязанностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении переданных полномочий.
Также проектом акта предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии") в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по идентификации и учету животных. Идентификация и учет животных предусмотрены статьями 2.1, 2.5, 4.1 Закона "О ветеринарии", однако полномочиями по реализации данных положений ни один орган государственной власти не наделен.
Проектом акта предлагается также внести изменения в статью 2.5. Закона "О ветеринарии" о ветеринарных правилах осуществления идентификации и учета животных, дополнив ее уточнением механизма идентификации путем присвоения идентификационных номеров животных, а также порядком определения и предоставления идентификационных номеров животных.
В соответствии с предложениями Минэкономразвития России, изложенными в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации, разработчик подготовил изменения в Закон "О ветеринарии" в части закрепления видов зоосанитарных статусов регионов, правил установления зоосанитарного статуса.
Разработчик предлагает дополнить статью 2.6 проекта акта порядком установления защитных зон при проведении регионализации территории Российской Федерации.
Одновременно разработчик предлагает внести изменения в статью 19 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", устанавливающие требования к содержанию и выпасу скота в защитных зонах.
К проекту акта имеются следующие замечания.
Проектом акта предлагается введение принципа обязательности представления гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сведений, вносимых в похозяйственные книги (внесение изменений в статью 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ).
Проектируемой статьей 4 предлагается статьи 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) дополнить положением об осуществлении муниципального контроля за соблюдением порядка предоставления сведений в похозяйственные книги. Также разработчиком предлагается проектируемой статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установить ответственность за непредставление, несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для ведения похозяйственных книг в виде наложения на граждан административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Предлагаемое разработчиком регулирование не может быть поддержано, так как проектируемое изменение в Закон N 112-ФЗ о предоставлении в обязательном порядке сведений из похозяйственных книг гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, выходит за рамки целей, для реализации которых разработан проект акта.
Проектируемое регулирование повлечет за собой обязанность предоставлять помимо сведений о "количестве сельскохозяйственных животных, птицы и пчел" сведения о "площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; сельскохозяйственной технике, оборудовании, транспортных средствах, принадлежащих на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство".
Обращаем внимание разработчика, что информация о земельных участках граждан содержится в Едином государственном реестре недвижимости, информация о транспортных средствах содержится в реестре транспортных средств органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств. Дополнительное обязательное информирование органа местного самоуправления об имуществе граждан является избыточным.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" сведения в похозяйственные книги вносятся на основании добровольного информирования членами и собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.
В связи с проектируемым регулированием остается неясным механизм обязательного представления информации, а также механизм, в соответствии с которым представители органов местного самоуправления будут определять достоверность предоставляемых владельцами хозяйств сведений.
Не ясен предмет и механизм осуществления муниципального контроля за соблюдением порядка предоставления сведений в похозяйственные книги, предлагаемого проектируемой статьей 4 проекта акта, на основании результатов которого разработчиком предлагается установить ответственность в виде наложения на граждан административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей за непредставление, несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений.
Также разработчиком не представлена информация о готовности органов местного самоуправления к сбору, хранению и предоставлению информации об имуществе граждан по запросу контрольных органов. По статистическим данным, на территории Российской Федерации находится 18,2 млн. личных подсобных хозяйств граждан. Разработчиком не представлена информация о наличии людских и иных ресурсов у органов местного самоуправления для обработки такого количества информации, представляемой в обязательном порядке. Указанное регулирование представляется избыточным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.