Проект Федерального закона "О химической безопасности"
(подготовлен Минздравом России 12.01.2017 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О химической безопасности
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет правового регулирования
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области химической безопасности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) обеспечение химической безопасности Российской Федерации - готовность государства к предотвращению химических угроз, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от опасных химических факторов, а также содействия созданию таких условий на территории сопредельных государств;
2) химическая безопасность - состояние защищенности населения и окружающей среды от опасных химических факторов, при котором обеспечивается уровень приемлемого химического риска;
3) опасный химический фактор - событие, условие, свойство, процесс или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия опасных химических веществ, которое способно нанести вред здоровью человека и ущерб окружающей среде;
4) химическая угроза - наличие химических факторов, формирующих химический риск, способный привести к ухудшению ситуации в области химической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию;
5) химический риск - вероятность причинения вреда (с учетом его тяжести) здоровью человека и (или) нанесения ущерба (с учетом его размера) окружающей среде опасными химическими факторами;
6) опасное химическое вещество - химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого может создавать угрозу жизни, здоровью человека, животных, растений, а также нанести ущерб окружающей среде. В целях настоящего Федерального закона к опасным химическим веществам приравниваются содержащие их смеси химических веществ, материалы и химическая продукция;
7) опасные стойкие химические соединения - группа химических соединений, в том числе стойкие органические загрязнители (СОЗ), которые обладают токсичными свойствами, проявляют устойчивость к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектами любых видов межсредовых переходов и трансграничных переносов;
8) химические мутагены - химические вещества, которые приводят к увеличению числа случаев мутаций в популяции клеток или организмов;
9) химические канцерогены - химические вещества, которые вызывают онкологические заболевания или увеличивают риск их возникновения;
10) маршрут воздействия - путь следования химического вещества от источника его образования и поступления в окружающую среду до экспонируемого организма;
11) биоаккумуляция - накопление со временем химического вещества в организме;
12) биотрансформация - процесс преобразования химического вещества в организме;
13) токсичность - способность химического вещества оказывать неблагоприятный биологический эффект (наносить вред организму), который определяется видом биологического эффекта и степенью его выраженности;
14) нормативы химической безопасности - показатели, устанавливаемые для обеспечения химической безопасности, в том числе предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, вредных веществ в рабочей зоне, химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, химических веществ в почве, химических веществ в пищевых продуктах (ПДК), допустимое количество миграции химических веществ, выделяющиеся из готовых изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (ДКМ), ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны (ОБУВ), ориентировочные допустимые уровни химических веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ОДУ), ориентировочно допустимая концентрация химических веществ в почве (ОДК), предельно допустимые уровни загрязнения технологического оборудования вредными веществами (ПДУ), а также устанавливаемые для источников загрязнения предельно допустимый сброс химических веществ в водный объект (ПДС) и предельно допустимый выброс химических веществ (ПДВ) в воздух и нормативы образования отходов;
15) требования к обеспечению химической безопасности - обязательные требования к условиям деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, к используемым ими территориям, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, оборудованию, транспортным средствам, несоблюдение которых приводит к возникновению химической угрозы;
16) несовершенная технология - технологический процесс, в результате осуществления которого в объекты окружающей среды попадают химические вещества в количествах, превышающих допустимые;
17) химическая авария - внезапное нарушение регламентированного технологического процесса в производственно-промышленных условиях или требований транспортировки грузов, сопровождающееся неконтролируемой утечкой или выбросом опасных химических веществ из технологического оборудования или поврежденной тары, способное привести к заболеваниям (отравлениям) или гибели людей, животных и растений и загрязнению опасными химическими веществами окружающей среды;
18) химическая диверсия - применение опасных химических веществ диверсионными способами для дезорганизации управления, дискредитации организаций химического профиля или государства в целом, а также нанесения экономического ущерба, осуществляемое вооруженными силами противоборствующего государства или организованными группами лиц, имеющими поддержку такого государства;
19) химический терроризм - совокупность намерений и действий отдельных лиц, либо группы лиц по созданию источника химической опасности, получению, приобретению, применению или угрозе применения опасных химических веществ, разрушению или угрозе разрушения потенциально опасных химических объектов для достижения декларируемых ими политических, социальных, экономических и иных целей;
20) химически опасные отходы - отходы производства и потребления, содержащие химические вещества в количествах, представляющих опасность для здоровья человека и окружающей среды;
21) источник химической опасности - естественное или искусственное локальное расположение опасных химических веществ, в том числе потенциально опасный химический объект, химически загрязненная территория, зона химического поражения или средство, созданное в результате противоправного использования химических технологий двойного назначения;
22) потенциально опасный химический объект - объект в котором осуществляется хранение, переработка, использование или транспортировка опасных химических веществ, в котором в случае аварии или его разрушения может произойти поражение людей, либо загрязнение окружающей среды химическими веществами в концентрациях, превышающих допустимые;
23) химически загрязненная территория - территория или акватория, в пределах которой превышены нормативы химической безопасности;
24) зона химического поражения - территория или акватория, в пределах которой, вследствие природных и техногенных катастроф, применения химического оружия, осуществления террористического акта или иных противоправных действий, распространены химические вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений, а также окружающей среды;
25) мониторинг химических рисков - выявление, анализ, прогнозирование химических рисков, их оценка и ранжирование на основе единых критериев;
26) оценка химического риска - процесс определения вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека, животных и растений, а также окружающей среды, связанных с опасными химическими факторами;
27) приемлемый химический риск - уровень химического риска, установленный путем его сопоставления с риском, который существует в повседневной жизни, возможные негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от химического фактора принимается обществом и государством в качестве приемлемого.
2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере безопасности, охраны здоровья, охраны окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования и промышленной безопасности.
Статья 3. Законодательство в области химической безопасности
Законодательство в области химической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Основные химические угрозы
К основным химическим угрозам отнесены:
1) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду;
2) широкомасштабное использование новых химических веществ, химических веществ с высокой токсичностью, опасных стойких химических соединений;
3) накопление в окружающей среде опасных стойких химических соединений;
4) глобализация торговли и возможность ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;
5) наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
6) использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий;
7) отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий;
8) увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала;
9) сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ.
Статья 5. Основные принципы обеспечения химической безопасности
Обеспечение химической безопасности осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) приоритетное право человека при обеспечении химической безопасности на охрану его жизни и здоровья;
2) возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
3) совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в решении глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими угрозами;
4) соблюдение законодательства Российской Федерации, а также принятых Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами в области обеспечения химической безопасности, в которых участвует Российская Федерация;
5) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обеспечении химической безопасности;
6) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения химической безопасности;
7) рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства по вопросам обеспечения химической безопасности;
8) приоритетное обеспечение защищенности потенциально опасных химических объектов производственной инфраструктуры и социальной сферы;
9) соответствие задач и мер государственного регулирования существующим химическим угрозам, а также системный подход при реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности;
10) доступность информации и повышение осведомленности населения Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности.
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области химической безопасности
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области химической безопасности относятся:
1) проведение единой государственной политики в области химической безопасности;
2) осуществление нормативного правового регулирования в области химической безопасности, в том числе установление нормативов химической безопасности и требований к обеспечению химической безопасности;
3) организация и обеспечение функционирования национальной системы химической безопасности, в том числе программно-целевым методом;
4) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения химической безопасности;
5) координация деятельности и организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области химической безопасности;
6) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области химической безопасности, за исключением регионального государственного экологического надзора, регионального государственного технического надзора, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации;
7) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области химической безопасности;
8) осуществление мониторинга химических рисков и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на последовательное снижение до приемлемого уровня химического риска.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области химической безопасности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области химической безопасности относятся:
1) защита прав человека и гражданина в сферах охраны здоровья граждан и охраны окружающей среды от опасных химических факторов на территории субъектов Российской Федерации;
2) участие в пределах своих полномочий в формировании и обеспечении функционирования регионального сегмента национальной системы химической безопасности на территории субъектов Российской Федерации;
3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области химической безопасности по реализации полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, охраны окружающей среды, в области промышленной безопасности и санитарным законодательством Российской Федерации;
4) участие в осуществлении государственного контроля (надзора) в области химической безопасности путем осуществления регионального государственного экологического надзора;
5) право участвовать в проведении мониторинга химических рисков и в оценке эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности на территории субъектов Российской Федерации;
6) информирование органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение химической безопасности.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области химической безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области химической безопасности относятся:
1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан и окружающей среды от опасных химических факторов на территориях муниципальных образований;
2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, в том числе направленной на обеспечение химической безопасности в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Глава II. Права и обязанности
Статья 9. Права и обязанности граждан в области химической безопасности
1. В области химической безопасности граждане имеют право на:
1) охрану здоровья и окружающей среды от опасных химических факторов;
2) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение химических угроз;
3) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении химической безопасности;
4) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, законодательства в области химической безопасности. Порядок доказательства причинения вреда здоровью человека опасными химическими факторами устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. В области химической безопасности граждане обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в области химической безопасности;
2) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану их здоровья и охрану окружающей среды от опасных химических факторов.
Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
1. В области химической безопасности индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на:
1) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в области химической безопасности, информации о мероприятиях, направленных на обеспечение химической безопасности;
2) участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению химической безопасности.
2. В области химической безопасности индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в области химической безопасности, в том числе требования по обеспечению химической безопасности;
2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в области химической безопасности, в том числе требований к обеспечению химической безопасности при осуществлении своей деятельности;
3) обеспечивать права работников на охрану их здоровья от опасных химических факторов;
4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на обеспечение химической безопасности, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Глава III. Комплекс мер, направленных на нейтрализацию химических угроз, предупреждение и снижение химических рисков
Статья 11. Организация комплекса мер, направленных на нейтрализацию химических угроз, предупреждение и снижение химических рисков
1. Для нейтрализации химических угроз, предупреждения и снижения химических рисков осуществляется комплекс мер, включающий базовые меры, реализуемые в соответствии с различными сферами законодательства Российской Федерации, и дополнительные меры, необходимые для их развития по отдельным направлениям с учетом основных химических угроз, а также результатов мониторинга химических рисков.
2. К базовым мерам относятся профилактические меры, в том числе мероприятия, направленные на устранение или уменьшение возможного вреда здоровью человека и ущерба окружающей среде от опасных химических факторов, осуществляемых в рамках:
1) охраны здоровья граждан, в том числе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, охраны труда и санитарным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечения химической безопасности продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области технического регулирования;
3) обеспечения безопасной эксплуатации химически опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;
4) обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с пестицидами и агрохимикатами;
5) обеспечения безопасного обращения отходов производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления;
6) охраны окружающей среды, в том числе среды обитания человека от опасных химических факторов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и санитарным законодательством Российской Федерации.
3. Дополнительные меры с учетом основных химических угроз осуществляются для:
1) предупреждения и снижения химического риска, связанного с использованием наиболее значимых опасных химических веществ, в том числе новых или ранее неиспользуемых на территории Российской Федерации химических веществ, широко распространенных химических веществ с высокой токсичностью, а также опасных стойких химических соединений;
2) предупреждения и снижения химического риска, исходящего от источников химической опасности, в том числе предотвращения возникновения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах, ликвидации неиспользуемых источников химической опасности или их обезвреживания, разработки и внедрения современных технологий обеспечения химической безопасности, эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и потребления, а также рекультивации загрязненных территорий;
3) предупреждения и пресечения преднамеренных химических угроз;
4) предупреждения возникновения и распространения нарушений здоровья, обусловленных опасными химическими факторами;
5) нейтрализации иных химических угроз, выявленных в результате мониторинга химических рисков в рамках функционирования национальной системы химической безопасности.
Статья 12. Предупреждение и снижение химического риска, связанных с использованием наиболее значимых опасных химических веществ
Дополнительные меры по предупреждению и снижению химического риска, связанного с использованием наиболее значимых опасных химических веществ, предусматривают изучение, оценку и учет новых или ранее неиспользуемых на территории Российской Федерации химических веществ, широко распространенных химических веществ с высокой токсичностью, а также опасных стойких химических соединений, в том числе:
1) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ и смесей;
2) разработку и внедрение современных методов индикации наиболее значимых опасных химических веществ в объектах окружающей среды и биологических средах;
3) разработку современных методов идентификации новых химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;
4) принятие Правительством Российской Федерации программы проведения исследований наиболее значимых химических веществ и смесей, их оценки и установления нормативов химической безопасности, а также их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
5) отнесение наиболее значимых опасных химических веществ к ограниченным в применении, запрещенным к применению, а также замещения их на более безопасные аналоги в случае наличия научного обоснования в порядке, установленном в рамках экономического сотрудничества и интеграции;
6) создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных опасных стойких химических соединений, в том числе стойких органических загрязнителей.
Статья 13. Предупреждение и снижения химического риска, исходящего от источников химической опасности
Дополнительные меры по предупреждению и снижению химического риска, исходящего от источников химической опасности, предусматривают предотвращение возникновения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах, ликвидацию неиспользуемых источников химической опасности или их обезвреживание, разработку и внедрение современных технологий обеспечения химической безопасности, эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и потребления, а также рекультивацию загрязненных территорий, в том числе:
1) категорирование и классификацию потенциально опасных химических объектов и загрязненных территорий с учетом данных о свойствах химических веществ, о заболеваемости и смертности населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды болезней, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о параметрах окружающей среды обитания, в том числе качества атмосферного воздуха, питьевой воды, поверхностных и подземных водных источников, степени загрязнения почв, в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации;
2) обследование потенциально опасных химических объектов и загрязненных территорий, в том числе проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших опасные химические вещества, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, подготовку медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены потенциально опасные химические объекты и разработку мероприятий по их ликвидации (обезвреживанию) и (или) снижению уровня химического риска;
3) создание региональных баз данных о надежности функционирования потенциально опасных химических объектов, региональных карт размещения химически опасных отходов на территории субъектов Российской Федерации в рамках государственной информационной системы обеспечения химической безопасности;
4) внедрение механизмов стимулирования деятельности промышленных предприятий по обеспечению химической безопасности (страхование рисков, льготное налогообложение, увеличение административной ответственности за сверхнормативные выбросы и сбросы), создание благоприятных условий (предоставления льгот, субсидий, кредитов) для организаций, осуществляющих услуги в области обеспечения химической безопасности, а также внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности химически опасных производств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической безопасности, контактирующих с опасными химическими веществами, работников организаций, а также лиц, проживающих в зонах, подверженных воздействию опасных химических производств, и лиц, пострадавших результате аварий на них;
6) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических объектах, в том числе:
а) совершенствование систем контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы организаций;
б) повышение надежности функционирования и уровня безопасности потенциально опасных химических объектов, модернизация систем контроля и управления рисками при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий;
в) замену физически изношенного оборудования и устаревших технологий более современными (позволяющими уменьшить объемы используемых опасных химических веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а также проектирование объектов наиболее устойчивых к несанкционированным воздействиям;
г) развитие технологий предотвращения несанкционированного доступа к опасным химическим веществам;
д) обеспечение персонала потенциально опасных химических объектов и населения, находящегося в зоне химического поражения, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
ж) ликвидацию (обезвреживание) выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, а также рекультивацию территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
7) развитие и внедрение безопасных технологий обращения с химически опасными отходами;
8) ликвидацию (утилизацию) запасов (в том числе бесхозяйных) удобрений и средств защиты растений с истекшими сроками хранения, имущества гражданской обороны с истекшим сроком хранения и утратившего защитные свойства, стойких органических веществ в соответствии с международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Статья 14. Предупреждение и пресечение преднамеренных химических угроз
1. Химические технологии двойного назначения (применения), опасная техногенная деятельность, в том числе с применением веществ с высокой токсичностью, могут быть использованы для создания химического оружия, подготовки и проведения диверсий и террористических актов, в связи с чем представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде и (или) наступления иных тяжких последствий.
2. Дополнительные меры по нейтрализации преднамеренных химических угроз предусматривают оценку возможных последствий применения против Российской Федерации химического оружия, разработку мер по их предупреждению, а также разработку и внедрение мер по предотвращению террористических актов с использованием опасных химических веществ, повышение защищенности критически важных объектов химической промышленности, мест массового скопления людей, наземных и подземных коммуникаций.
3. Предупреждение и пресечение противоправного использования химических технологий двойного назначения, осуществления опасной техногенной деятельности, в том числе бесконтрольного использования веществ с высокой токсичностью для создания химического оружия, а также подготовки и проведения диверсий или террористических актов химического характера осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Статья 15. Предупреждение возникновения и распространения нарушений здоровья, обусловленных опасными химическими факторами
Для предупреждения возникновения и распространения нарушений здоровья, обусловленных опасными химическими факторами, осуществляются следующие дополнительные меры:
1) сохранение и восстановление химического состава организма, предупреждение нарушений качественного и количественного содержания в организме химических элементов и веществ, а также связанных с ними функций в соответствии с методами и технологиями, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения;
2) разработка и внедрение современных методов, средств и технологий защиты населения и окружающей среды от опасных химических факторов;
3) разработка и применение средств и технологий диагностики, лечения, профилактики нарушений здоровья, связанных с опасными химическими факторами, а также развитие контроля за негативными и побочными эффектами лекарственных препаратов;
4) обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в отношении лиц, подверженных химическому риску на потенциально опасных химических объектах, а также в зонах их влияния;
5) разработка, производство, пополнение и обновление запасов средств защиты населения от негативного воздействия опасных химических факторов;
6) повышение общей культуры граждан Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности, включая повышение уровня и качества информированности населения о химических угрозах, в том числе способах защиты от опасных химических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия.
Глава IV. Государственное управление в области химической безопасности
Статья 16. Механизм реализации государственной политики в области химической безопасности
1. Реализация государственной политики в области химической безопасности осуществляется путем укрепления и развития национальной системы обеспечения химической безопасности Российской Федерации.
2. Общее руководство реализацией государственной политики в области химической безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
3. Формирование государственной политики и контроль за ее реализацией осуществляется Советом безопасности Российской Федерации.
4. План мероприятий по реализации государственной политики в области химической безопасности и разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения химической безопасности утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Координацию деятельности по обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на реализацию основных задач государственной политики, осуществляет Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации.
6. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области химической безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает осуществление информационно-аналитической и экспертной поддержки организации взаимодействия в области химической безопасности в рамках деятельности находящегося в его ведении федерального государственного бюджетного учреждения.
7. Целевые индикаторы эффективности решения основных задач государственной политики, количественные показатели оценки степени их реализации устанавливаются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в государственных, федеральных и региональных программах в области химической безопасности.
8. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в области обеспечения химической безопасности осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Статья 17. Национальная система химической безопасности
1. Для достижения цели последовательного снижения до приемлемого уровня химического риска укрепляется и развивается национальная система химической безопасности Российской Федерации, представляющая собой совокупность сил и средств, а также мер, направленных на борьбу с химическими угрозами.
2. Основными элементами национальной системы химической безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие участие в обеспечении химической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Функциями национальной системы химической безопасности определены:
1) мониторинг химических рисков;
2) совершенствование с учетом выявленных химических рисков нормативного правового регулирования и государственного управления;
3) ресурсное обеспечение готовности функциональных элементов национальной системы химической безопасности;
4) разработка и реализация комплекса мер по нейтрализации химических угроз, предупреждению и снижению химических рисков, повышению защищенности населения и территорий от опасных химических факторов, а также оценка эффективности указанных мероприятий.
4. Для ресурсного обеспечения готовности функциональных элементов национальной системы химической безопасности осуществляются:
1) развитие инфраструктуры научного, методического, технологического, информационного, координационно-аналитического и экспертного обеспечения решения проблем в области химической безопасности;
2) укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом их функций в области обеспечения химической безопасности;
3) увеличение отечественных производственных мощностей по выпуску профилактических и лекарственных препаратов, отвечающих требованиям надлежащей производственной практики, а также систем (средств) обеспечения химической безопасности (с учетом мобилизационной готовности), в том числе для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
4) обеспечение функционирования деятельности центров индикации и диагностики неинфекционных заболеваний (отравлений), обусловленных опасными химическими факторами, центров проведения исследований химических веществ, в том числе обеспечение их соответствия требованиям надлежащей лабораторной практики, в соответствии с перечнем установленным Правительством Российской Федерации;
5) содействие деятельности инжиниринговых центров федерального значения в области утилизации и переработки промышленных отходов, центров разработки безопасных химических технологий, в том числе технологий ликвидации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших опасные химические вещества, и рекультивации территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также центров содействия предприятиям по вопросам безопасности химической продукции;
6) обеспечение физической защиты и охраны потенциально опасных химических объектов;
7) формирование и обновление запасов средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических объектах;
8) укрепление кадрового потенциала, необходимого для обеспечения химической безопасности, и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе создание условий для:
а) ликвидации недостатка специалистов в области токсикологии и профессиональной профпатологии путем оптимизации механизмов их подготовки, а также повышения привлекательности и престижа этих специальностей;
б) повышения уровня подготовки кадров, в том числе обслуживающего персонала, по вопросам обеспечения химической безопасности при эксплуатации потенциально опасных химических объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодиверсионной защиты;
в) развития учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных учреждений (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и отдельных субъектах Российской Федерации;
г) разработки и внедрения учебных программ, программ тематического усовершенствования по вопросам анализа химических рисков и применения технологий управления химическими рисками;
д) проведения учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических объектах;
9) разработка высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, автоматических (автоматизированных) систем обнаружения и контроля содержания опасных химических веществ в объектах окружающей среды;
10) создание условий для обеспечения нормативного накопления и обновления создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Статья 18. Мониторинг химических рисков
1. Мониторинг химических рисков включает выявление, анализ, прогнозирование рисков, связанных с химическими угрозами, их оценку и ранжирование на основе единых критериев.
2. Порядок организации и проведения мониторинга химических рисков, а также перечень федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в его осуществлении, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Показатели мониторинга химических рисков, методы их выявления, анализа и прогнозирования, а также критерии оценки и ранжирования рисков, связанных с химическими угрозами, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены функции по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической безопасности, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в осуществлении мониторинга химических рисков.
4. В целях мониторинга химических рисков используются данные о свойствах химических веществ, об опасных химических факторах и химических угрозах, об источниках химической опасности, о качестве и безопасности продукции, о состоянии окружающей среды и здоровья населения.
5. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга химических рисков в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге химических рисков с федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены функции по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической безопасности.
6. Информация, полученная в результате мониторинга химических рисков, включается в состав информации, содержащейся в государственной информационной системе в области обеспечения химической безопасности.
7. По результатам мониторинга химических рисков проводится оценка эффективности реализуемых мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности Российской Федерации и разрабатываются иные дополнительные меры по нейтрализации химических угроз, предупреждению и снижению химических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от опасных химических факторов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации для реализации программно-целевым способом.
Статья 19. Государственная информационная система в области обеспечения химической безопасности
1. В целях управления химическими рисками, обеспечения обмена информацией между государственными органами в рамках организации их взаимодействия в области химической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения химической безопасности.
2. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности осуществляется на основе статистической и иной документированной информации в области химической безопасности, предоставляемой государственными органами и (или) организациями, находящимися в их ведении.
3. Состав содержащейся в государственной информационной системе в области обеспечения химической безопасности информации, используемые информационные технологии и технические средства, обеспечивающие обработку информации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены функции по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической безопасности, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в ее создании и эксплуатации.
4. Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации устанавливается согласно требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Статья 20. Государственный контроль (надзор) в области химической безопасности
Государственный контроль (надзор) в области химической безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного надзора при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов, государственного надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора, специальных и контрольных функций в области государственной безопасности, а также экспортного контроля.
Статья 21. Международное сотрудничество в области химической безопасности
1. В целях преодоления глобальных и региональных химических угроз осуществляется международное сотрудничество по вопросам:
1) запрещения и уничтожения химического оружия;
2) предотвращения террористических актов химического характера;
3) безопасного обращения с отдельными опасными химическими веществами, в том числе пестицидами (ядохимикатами) и стойкими органическими загрязнителями, озоноразрушающими веществами, наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами;
4) трансграничного перемещения отходов;
5) управления химическими рисками;
6) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области химической безопасности;
7) выработки процедур обеспечения химической безопасности в рамках экономического сотрудничества и интеграции, в том числе отнесение химических веществ к ограниченным в применении, запрещенным к применению, а также замещения их на более безопасные аналоги.
2. Для совместного реагирования на общие химические угрозы и обеспечения взаимодействия в области химической безопасности с заинтересованными государствами заключаются международные договоры Российской Федерации, а также осуществляются меры по реализации международных правовых обязательств Российской Федерации в области химической безопасности.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства в области химической безопасности
За нарушение законодательства в области химической безопасности устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункты 4 и 5 статьи 12, пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 15, пункт 4 части 4 статьи 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.
3. Статьи 18 и 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.