Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
(подготовлен Минтрансом России 16.01.2017 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; 2011, N 30, ст. 4569; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 30, ст. 4041; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959; 2015, N 29, 4356, 2016, N 28, ст. 4558) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1) зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Объекты транспортной инфраструктуры, на которых осуществляются меры по обеспечению транспортной безопасности подводной части, определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
в) в пункте 5:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) объекты инфраструктуры метрополитенов;";
подпункт "ж" изложить в следующей редакции:
"ж) аэродромы и аэропорты;";
подпункт "з" изложить в следующей редакции:
"з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения, используемые для обслуживания пассажиров и транспортных средств, обработки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, определяемые Правительством Российской Федерации;":
дополнить подпунктом "и" следующего содержания:
"и) объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел";
г) в пункте 6 слова "и транспортных средств" исключить;
д) пункт 7.2 изложить в следующей редакции:
"7.2) силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, а также персонал специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;";
е) в пункте 11:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;";
в подпункте "г" после слов "за исключением" добавить слова ", используемых для санитарного, карантинного и другого контроля,";
2) в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 2 слова "и транспортных средств" исключить;
3) часть 4 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Субъекты транспортной инфраструктуры не вправе возлагать обязанности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве на членов экипажей транспортного средства автомобильного транспорта, а также железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров в пригородном сообщении или грузов повышенной опасности;
4) в статье 5:
а) в названии статьи слова "и транспортных средств" исключить;
б) в частях 1, 3, 4 слова "и транспортных средств" исключить;
в) в части 2 слово "публичного" заменить словом "возмездного";
г) часть 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта, за исключением акватории морских портов, не проводится.";
д) части 2.1. и 5 признать утратившими силу;
е) в части 4 слова "указанных в части 2" заменить словами "указанных в части 5";
ж) в части 7 слова "воздушного судна" исключить;
з) часть 8 изложить в следующей редакции:
"8. Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.";
5) в статье 6:
а) в названии статьи слова "и транспортных средств" исключить;
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Объекты транспортной инфраструктуры подлежат категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";
в) часть 2 признать утратившей силу;
г) в частях 3 и 5 слова "и транспортных средств" исключить;
д) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Категорированные, не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в (из) реестр (реестра) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
6) часть 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1. Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, в том числе перевозчиками иностранного государства, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации";
7) в статье 9:
а) в части 1 слова "и (или) транспортных средств" исключить;
б) дополнить статьей 1.1 следующего содержания:
"1.1 Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, за исключением акватории морского порта, и транспортного средства разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства содержат меры по реализации соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты включения объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренный статьей 6 настоящего Федерального закона.
Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия незамедлительно направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о приеме подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.";
в) в части 2 слова "и транспортных средств" исключить;
г) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.";
д) в части 4 после слов "Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры" дополнить словами ", паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры";
е) дополнить частью 4.1. следующего содержания:
"4.1. Меры защиты от актов незаконного вмешательства, предусмотренные паспортами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, на осуществление которых требуется специальное разрешение, или грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям, реализуются с момента принятия такого груза к перевозке и до его выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу.";
ж) в части 5 слова "План обеспечения транспортной безопасности морского судна" заменить словами "Паспорт обеспечения транспортной безопасности морского судна";
з) часть 9 изложить в редакции:
"9. Программа авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия), предусмотренная международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, включает в себя совокупность паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, которые разрабатываются с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";
8) в статье 10:
а) пункт 7 части 1 признать утратившим силу;
б) часть 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 настоящей статьи, осуществляется органами аттестации, являющимися уполномоченными организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, и аттестующими организациями на основании возмездного договора с учетом особенностей, предусмотренных порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.";
9) в статье 11.1:
а) дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований, порядков и правил в области обеспечения транспортной безопасности проводятся должностными лицами органа государственного контроля (надзора) на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора). Порядок оформления, содержание плановых (рейдовых) заданий, включая места их проведения, и оформление результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
10) в статье 12:
а) пункт 4 части 2 изложить в следующей редакции:
"4) предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.";
б) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"6) обеспечивать передачу сведений о ходе реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и утвержденных планов и (или) паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности в соответствии с типовыми формами, периодичностью и в порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";
11) в статье 12.1:
а) часть 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Определение привлекаемой аттестующей организации осуществляется субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, из числа аттестующих организаций, включенных в реестр аттестующих организаций, установление порядка формирования и ведения которого предусмотрено частью 10 настоящей статьи.";
б) в части 8 слово "публичного" заменить словом "возмездного".
12) статью 12.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 12.2 Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
1. В случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
2. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.
3. В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.
4. Повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
5. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
6. Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности направлены на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства.
7. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с правилами, предусмотренными частью 9 настоящей статьи, используются технические средства досмотра (рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение признаков схожести и (или) обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть).
8. Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
9. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности включают в себя, в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
10. В случае обнаружения в ходе проведения досмотровых мероприятий в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией. Полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются.
12. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.";
13) в статье 12.3:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства имеют право осуществлять задержание в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, в действии (бездействии) которых имеются признаки административного правонарушения и (или) преступления, а также оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, для передачи правоохранительным органам лиц, устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.
Для защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств подразделения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на приобретение, хранение и использование специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, соответствующих обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категории также служебного огнестрельного оружия, а подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта на получение, хранение и использование служебного огнестрельного оружия и (или) боевого ручного стрелкового оружия.
В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в качестве специальных средств могут использоваться служебные собаки.";
б) в части 2 после слов "Работники подразделений транспортной безопасности," дополнить словами "непосредственно осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства,";
д) часть 5 дополнить предложением следующего содержания:
"Электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства приобретаются из расчета обеспечения суточной смены работников подразделения транспортной безопасности.";
ж) часть 11 дополнить абзацем следующего содержания:
"Пресечение актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется органами внутренних дел и пограничными органами в соответствии компетенцией, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.";
15) статью 13 дополнить абзацем следующего содержания:
"Технические средства обеспечения транспортной безопасности, используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до издания требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона подлежат сертификации до 1 января 2019 г.".
Статья 2.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункты "б" и "г" пункта 1, пункт 2, подпункты "а", "б", "г", "д", "ж", "з" пункта 4, пункты 5 - 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.