Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами"
(подготовлен Минприроды России 31.01.2017 г.)
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами" (далее - законопроект) направлен на совершенствование земельного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о недрах в целях закрепления эффективных механизмов оформления прав на земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется после утверждения в установленном порядке проектной документации для проведения указанных работ.
При этом, утверждение проектной документации, в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется после прохождения процедуры экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства.
В свою очередь, согласно ст. ст. 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, необходимость наличия прав на земельный участок предусмотрена уже на этапе проектирования и государственной экспертизы проектной документации.
В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, осуществляется в отношении объектов, строящихся или реконструируемых в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, в связи с чем на этапе подготовки проектной документации необходимо наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.
В связи с этим, возникает противоречие между законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о недрах, связанное с порядком предоставления земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая, что экспертиза проектной документации объектов капитального строительства предусматривает проверку проектной документации требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, результатам инженерных изысканий, а также учитывая необходимость недопущения возведения самовольных построек представляется обоснованным сохранение необходимости оформленных прав на земельный участок на этапе градостроительного проектирования.
В то же время, в целях устранения противоречий между законодательством о недрах и земельным законодательством в части момента оформления прав на земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с пользованием недрами, законопроектом предлагается внести изменения в часть третью статьи 251 Закона Российской Федерации "О недрах", наделяющие пользователя недр правом обращаться за получением земельных участков непосредственно после согласования проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых.
Указанное изменение позволит пользователям недр получить земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством, перед подготовкой проектной документации и представлением ее на государственную экспертизу, предусмотренную ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время затруднена реализация прав недропользователей по изъятию и получению в аренду без торгов земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок и условия освоения месторождений полезных ископаемых устанавливаются как в лицензии на пользование недрами, так и в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр. При этом технология проведения горных работ, в особенности открытым способом, предусматривает проведение работ как непосредственно на лицензионном участке, так и за его границами (например, для осуществления внешнего отвалообразования, строительства объектов инфраструктуры и т.п.).
Вместе с тем, действующее земельное законодательство либо ограничивает возможность обоснования границ необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, земельного участка исключительно лицензией на пользование недрами (ст. 563 Земельного кодекса Российской Федерации), либо хотя и не предусматривает перечня обосновывающих документов напрямую в законе (ст. ст. 396, 3923 Земельного кодекса Российской Федерации), но ограничивает его в соответствующих подзаконных актах (например, в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1).
В результате, на сегодняшний день, пользователь недр может получить в специальном порядке, предусмотренном указанными выше нормами земельного законодательства, только те земельные участки, которые непосредственно расположены в границах участка недр, указанных в лицензии.
Учитывая, что технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в соответствии со статьей 232 Закона Российской Федерации "О недрах" проходят всесторонний анализ и оценку при их согласовании с комиссией, в которой участвуют представители Минприроды России, Роснедр, Росприроднадзора и Ростехнадзора, законопроектом предлагается закрепить возможность обоснования получения и изъятия земельных участков, необходимых для целей недропользования, не только лицензией, но и указанными техническими проектами.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию с в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами" потребует принятия следующих актов Министерства экономического развития Российской Федерации:
1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Министерства экономического развития Российской Федерации"
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - внести изменения в Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, и Форму ходатайства об изъятии земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 с цель закрепления возможности обоснования границ земельного участка, необходимого для целей недропользования, который приобретается без проведения торгов или изымается для государственных нужд, не только лицензией на пользование недрами, но и согласованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минэкономразвития России, соисполнители - Минприроды России, Роснедра.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами"
Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация федерального закона осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данными органами в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.