Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О минимальных требованиях к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" (далее соответственно - проект акта, проектируемые минимальные требования), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 5 августа 2016 года N ДК-П9-4721.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях установления минимальных требований к членам саморегулируемых организаций, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (далее - Объекты), дифференцированных с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 22 ноября 2016 года по 19 декабря 2016 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта - 02/07/11-16/00059319).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 правил ОРВ Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 20 января 2017 года по 25 января 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, АО "Мосинжпроект", НП СРО "Нефтегазпроект-Альянс", СРО Ассоциация "КубаньСтройИзыскания", в том числе содержащие ряд замечаний в отношении проекта акта, учтенные в настоящем заключении, а также содержащие предложения, требующие рассмотрения разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета (прилагаются).
Минэкономразвития России с учетом информации, представленной разработчиком, и поступивших в ходе проведения публичных консультаций позиций по проекту акта, обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Пункт 2 раздела II проектируемых минимальных требований содержит минимальные требования к кадровому составу члена саморегулируемой организации (далее - СРО), выполняющего инженерные изыскания для размещения Объектов.
Проектируемые минимальные требования дифференцируются в зависимости от суммы договора о выполнении инженерных изысканий, что в настоящее время актуальными минимальными требованиями не предусмотрено. Разработчиком не представлено необходимых данных, обосновывающих необходимость такой дифференциации предлагаемых проектом акта требований. При этом проектируемые минимальные требования устанавливают более жесткие нормы в отношении количества специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (Таблица 1).
Таблица 1
Минимальные требования к членам СРО в области инженерных изысканий (актуальные/проектируемые)
|
Сумма договора, руб. |
|||
<25 млн |
25 млн-50 млн |
50 млн-300 млн |
>300 млн |
|
Руководители, чел. |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
Стаж руководителей, лет |
5/5 |
5/5 |
5/5 |
5/5 |
Специалисты, чел. |
3/3 |
3/4 |
3/5 |
3/6 |
Стаж специалистов, лет |
5/5 |
5/5 |
5/5 |
5/5 |
Так, в соответствии с одной из представленных позиций выполнение инженерных изысканий не зависит от того, особо опасные, технически сложные и уникальные это объекты или обычные объекты. Объем инженерных изысканий (количество скважин, их глубина, количество проб грунта, объем лабораторных исследований грунтов, набор и объем данных, полученных в результате выполнения инженерных изысканий) зависит только от сложности и разновидности объекта. Техническое задание и программа работ на выполнение инженерных изысканий составляется и исполняется в строгом соответствии с действующими нормативными техническими документами.
Таким образом, установление указанной дифференциации требований в зависимости от суммы договора и более жестких требований по количеству специалистов в области инженерных изысканий должно основываться исключительно на данных, подтверждающих такую необходимость, и учитывать возможности заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным в редакции проектируемых минимальных требований установить требования к членам СРО, осуществляющим инженерные изыскания, аналогичные установленным в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов".
2. Положениями подпункта 3 пункта 1 разделов II-IV проектируемых минимальных требований предполагается установить минимальные требования к документам члена СРО. Вместе с тем редакция проектируемых минимальных требований не содержит положений, устанавливающих непосредственно указанные требования.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить из редакции проектируемых минимальных требований подпункт 3 пункта 1 разделов II-IV.
3. Положениями обозначенного буквой "а" абзаца подпункта 1 пункта 2 раздела II проектируемых минимальных требований устанавливается, что к работникам, занимающим должности руководителей, относятся генеральный директор (директор), технический директор, их заместители, имеющие высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющиеся специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Указанное положение в части специалистов на практике может вступать в противоречие с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 ГК РФ (в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.) лица, являющиеся специалистами по организации инженерных изысканий, должны состоять в должности главного инженера проекта. Императивное указание в виде исчерпывающего перечня в проекте акта на иное наименование должности влечет за собой возникновение рисков противоречивого толкования положений проекта акта на практике в случае его принятия.
Кроме того, противоречивые требования к наименованию должности работника члена СРО приводят к риску разночтения при внесении сведений о таком работнике в национальный реестр специалистов и могут повлечь неправомерный отказ во внесении сведений в указанный реестр.
Необходимо отметить, что проектируемые минимальные требования с учетом положений части 6 статьи 55.5 ГК РФ (в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.) устанавливают требование о нахождении работников в штате по основному месту работы, что исключает совмещение должности главного инженера проекта с должностями, имеющими наименование в соответствии с указанными положениями проектируемых минимальных требований.
Остается неясным, каким образом регламентация наименования должности в виде императивного указания на исчерпывающий перечень наименований должностей способствует достижению целей, заявленных разработчиком проекта акта.
Учитывая изложенное, предлагается указание на конкретное наименование должностей исключить из редакции проекта акта и изложить указанное положение проектируемых минимальных требований в следующей редакции:
"а) не менее 2 работников, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;".
4. Положениями подпункта 2 пункта 2 разделов II-IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к руководителям и специалистам в области инженерных изысканий, области архитектурно-строительного проектирования, области строительства, находящимся в штате члена СРО по основному месту работы, по повышению соответствующей квалификации не реже, чем один раз в пять лет.
Буквально толкование указанного положения приводит к выводу, что оно распространяется на всех без исключения работников члена СРО (руководителей и специалистов), если они находятся в штате члена СРО по основному месту работы.
Представляется целесообразным доработать положения подпункта 2 пункта 2 разделов II-IV проектируемых минимальных требований соответствующим образом в целях конкретизации предлагаемого регулирования, например, в следующей редакции:
"2) повышение квалификации в области инженерных изысканий руководителей и специалистов (области архитектурно-строительного проектирования, области строительства, соответственно), перечисленных в настоящем разделе минимальных требований, не реже, чем один раз в пять лет;".
5. Положениями обозначенного буквой "а" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых в том числе входит обеспечение функционирования системы менеджмента качества. Таким образом, представляется, что указанные положения проектируемых минимальных требований приводят к необходимости членов СРО в обязательном порядке организовывать у себя системы менеджмента качества.
Установление указанного требования представляется избыточным, противоречит градостроительному законодательству, законодательству в области технического регулирования и стандартизации.
Обязательное наличие систем менеджмента качества при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте не предусмотрено положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Учитывая изложенное, положения проектируемых минимальных требований в указанной части противоречат нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон о техническом регулировании).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 закона о техническом регулировании устанавливается, что указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки соответствия.
В соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 7 закона о техническом регулировании установлена норма, согласно которой не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 закона о техническом регулировании федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона.
Таким образом, представляется целесообразным из редакции обозначенного буквой "а" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-IV проектируемых минимальных требований исключить требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение функционирования системы менеджмента качества.
Аналогичное замечание также может быть представлено и в отношении положений пункта 4 разделов II-IV проектируемых минимальных требований в части обязательного наличия в соответствующих организациях системы контроля качества.
Учитывая изложенное, пункт 4 разделов II-IV проектируемых минимальных требований требует доработки в части исключения указанного обязательного требования.
6. Положениями обозначенного буквой "б" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение функционирования системы управления проектами.
Представляется, что предлагаемое регулирование носит недостаточно определенный характер и способно привести к избыточным требованиям в отношении членов СРО, в том числе в части наличия указанных работников у члена СРО в качестве работников, осуществляющих свою деятельность в штате члена СРО по основному месту работы. Так, действующим законодательством Российской Федерации не определено содержание понятия термина "система управления проектами".
Учитывая изложенное, а также обоснования, изложенные в пункте 5 настоящего заключения, представляется целесообразным исключить из редакции проектируемых минимальных требований положения обозначенного буквой "б" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-IV.
7. Положениями обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение планирования и контроля финансово-экономической деятельности.
Представляется, что выполнение указанного требования членами СРО не имеет прямой связи с надлежащим качественным и своевременным выполнением членом СРО соответствующих работ.
Считаем целесообразным исключить указанные положения обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV из редакции проектируемых минимальных требований.
8. Положениями обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение планирования и контроля производственной деятельности.
Представляется, что формирование структуры подразделений организаций-членов СРО, определение необходимости осуществления контроля производственной деятельности относится к компетенции руководителей соответствующих организаций.
Считаем целесообразным исключить указанные положения обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV из редакции проектируемых минимальных требований.
9. Положениями обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит сметное нормирование. Предлагаемое регулирование носит недостаточно определенный характер.
Учитывая, что сметное нормирование в соответствии со статьей 8.3 ГК РФ отнесено к компетенции Минстроя России, остается неясным, какую конкретно работу должны осуществлять указанные работники.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным конкретизировать редакцию обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований в указанной части либо исключить указанные положения из редакции проектируемых минимальных требований.
10. Положениями обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается избыточное требование к членам СРО, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение подготовки разделов проектной документации, рабочей документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Учитывая, что предлагаемое требование не имеет отношения к функциям строительных организаций, не занимающихся подготовкой проектной документации, представляется целесообразным исключить обозначенного буквой "г" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV из редакции проектируемых минимальных требований.
11. Положениями обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "е" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение выбора субподрядных организаций, проведения конкурентных процедур, заключения договоров.
В настоящее время указанные вопросы уже регулируются действующими нормативными правовыми актами, условиями соответствующих договоров (контрактов).
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить указанные положения обозначенного буквой "д" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "е" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV из редакции проектируемых минимальных требований.
12. Положениями пункта 3 разделов II-IV проектируемых минимальных требований в том числе устанавливается минимальное требование к имуществу членов СРО, носящее избыточный характер, в части наличия у такого члена СРО принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий и сооружений, транспортных средств, энергоустановок и иного оборудования.
Представляется целесообразным доработать пункт 3 разделов II-IV проектируемых минимальных требований указав, что члену СРО могут принадлежать на праве собственности или ином законном основании здания и (или) сооружения, и (или) помещения.
Кроме того, требует дополнительного обоснования необходимость наличия строительных машин и оборудования у проектных организаций.
13. Положениями обозначенного буквой "е" абзаца подпункта 4 пункта 2 разделов II-III и обозначенного буквой "ж" абзаца подпункта 4 пункта 2 раздела IV проектируемых минимальных требований устанавливается требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения требований в области охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Предлагаемое требование представляется избыточным и выходящим за рамки регулирования проекта акта. Так, в настоящее время действующим законодательством в сферах охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия уже установлены случаи, определяющие необходимость наличия соответствующих работников в штате таких организаций, а также все необходимые требования по указанным вопросам, в том числе требования к наличию таких работников, их квалификации и периодичности их обучения и повышения квалификации.
Таким образом, указанные положения проектируемых минимальных требований требуют соответствующей доработки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О минимальных требованиях к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке проекта акта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN |
Нормативное требование в редакции проекта акта |
Замечания и предложения |
1. |
Подпункт 1 пункта 2 раздела II |
Предлагается изложить в следующей редакции: " 1) наличие у такого члена саморегулируемой организации, являющегося юридическим лицом, в штате следующего количества работников в зависимости от суммы договора: а) не более 25 миллионов рублей: не менее 1 работника, занимающего должность руководителя (генеральный директор (директор), технический директор, их заместители, главный специалист, руководитель отдела) (далее - руководители), имеющего высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющегося специалистом по организации инженерных изысканий, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий; не менее 2 специалистов технических, энергомеханических, контрольных и других технических служб и подразделений (далее - специалисты), имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет; б) не более 50 миллионов рублей: не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий; не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет;
в) не более 300 миллионов рублей: не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий; не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет;
г) 300 миллионов рублей и более: не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет, а также являющихся специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий; не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области инженерных изысканий не менее 5 лет;".
Указанное предложение обусловлено следующим. Выполнение инженерных изысканий на объектах капитального строительства не зависит от того, особо опасные, технически сложные и уникальные это объекты или обычные объекты. Объем инженерных изысканий (количество скважин, их глубина, количество проб грунта, объем лабораторных исследований грунтов и набор и объем данных, полученных в результате выполнения инженерных изысканий зависит от сложности и разновидности объекта. Техническое задание и программа работ на выполнение инженерных изысканий составляется и исполняется в строгом соответствии с действующими нормативно техническими документами. В большом количестве случаев, например топографическую съемку проще сделать для планируемого к строительству нефтеперерабатывающего завода на новом свободном участке, выделенном под этот объект, чем сделать такую же работу под строительство, например крупного торгового центра в черте городской застройки на ранее использовавшемся участке, где были расположены и демонтированы предыдущие строения и сооружения. В связи с вышеизложенным, уж если и устанавливать требования по количеству специалистов, то они не должны быть высокими и в области инженерных изысканий должны быть посильными (приближенными к реальности) для участников предпринимательской деятельности. Кроме того, предложение убрать из проекта слова "по основному месту работы" связано с тем, что в действующих законодательных документах понятие "основное место работы" не применяется и расшифровка такого понятия законодательно не дана! Специалистов в изыскательской области в регионах страны крайне мало, конкурсы проводятся в основном на выполнение проектно-изыскательских работ и довольно часто "под ключ" (включая и строительство объектов) поэтому один и тот же специалист может быть привлечен и достойно выполнять работу в разных организациях региона (регионов). В последние годы строительство объектов существенно уменьшилось, а стоимость работ по инженерным изысканиям значительно снизилась (более, чем на 50%). Если принять за 100% стоимость объекта капитального строительства, то стоимость работ по инженерным изысканиям с трудом составляет 1%, остальная доля (99%) приходится на проектные работы и само строительство. В настоящее время на одном месте работы специалисты не смогут зарабатывать достаточно средств на жизнь. |
2. |
Подпункт 2 пункта 2 раздела I |
Предлагается изложить в следующей редакции: "2) повышение квалификации в области инженерных изысканий находящихся в штате у такого члена саморегулируемой организации руководителей, специалистов не реже чем один раз в пять лет;". |
3. |
Подпункт 3 пункта 2 раздела I |
Предлагается изложить в следующей редакции: "3) соответствие находящихся в штате у такого члена саморегулируемой организации руководителей, специалистов требованиям, предъявляемым к ним квалификационными и профессиональными стандартами для занимаемой руководителем, специалистом должности;". |
4. |
Подпункт 3 пункта 2 раздела I |
Предлагается исключить. |
5. |
Подпункт 4 пункта 2 раздела I |
Предлагается изложить в следующей редакции: "4) наличие у такого члена саморегулируемой организации в штате работников, в обязанности которых входит: а) осуществление контроля качества инженерных изысканий и обеспечение функционирования системы контроля качества; б) обеспечение управления работами по инженерным изысканиям; в) обеспечение предоставления исходных материалов и документов, необходимых для выполнения работ по инженерным изысканиям, обеспечение разработки задания на выполнение инженерных изысканий; г) обеспечение выполнения инженерных изысканий в рамках договорной цены, либо сметной стоимости инженерных изысканий по объекту; д) обеспечение контроля качества инженерных изысканий, выполняемых субподрядными организациями; е) обеспечение контроля за соблюдением правил и норм по охране труда при выполнении работ по инженерным изысканиям.". |
6. |
Подпункты 3 пунктов 2 разделов II-IV |
Устанавливается требование к членам СРО по наличию документального подтверждения соответствия квалификации находящихся в штате по основному месту работы у такого члена СРО руководителей, специалистов, осуществляемого в порядке, установленном внутренними документами СРО, с учетом требований законодательства Российской Федерации. Учитывая, что в пунктами 2 соответствущих разделов проектируемых минимальных требований приводятся требования к кадровому составу, указывать на "наличие документального подтверждения" представляется не вполне корректным. Кроме того, требования к документальному подтверждению соответствия требований должны содержаться в документах, регламентирующих осуществление СРО контроля соответствия членов обязательным требованиям. Предлагается привести формулировку указанных положений проектируемых минимальных требований в соответствие с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" и изложить подпункты 3 пунктов 2 разделов I-IV соответствующим образом, например, в следующей редакции: 3) соответствие квалификации работников, перечисленных в настоящем разделе требований, подтвержденное в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, с учетом требований законодательства Российской Федерации. |
7. |
Пункт 3 раздела III |
Среди прочего устанавливается минимальное требование к имуществу членов СРО, носящее избыточный характер в части наличия у такого члена СРО принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании передвижных энергетических установок, средств обеспечения промышленной безопасности. Представляется очевидным, что передвижные энергетические установки и средства обеспечения промышленной безопасности не являются необходимым оборудованием для подготовки проектной документации. |
8. |
Обозначенный буквой "а" абзац подпункта 1 пункта 2 раздела II |
Устанавливается требование по наличию у члена СРО не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля (по специальности и квалификации, позволяющим осуществлять подготовку проектной документации для строительства, реконструкции соответствующих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии) и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 5 лет, а также являющихся специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Предлагается в комментируемой норме заменить слова "не менее 2 руководителей" на "не менее двух работников", так как должностная функция указанных работников и их руководящая роль предполагается в требованиях, предъявляемых к лицам, сведения о которых включаются в национальный реестр специалистов. |
9. |
Обозначенный буквой абзац "е" подпункта 4 пункта 2 раздела III и обозначенный буквой "ж" абзац подпункта 4 пункта 2 раздела IV |
Устанавливается среди прочих требование к членам СРО по наличию в штате по основному месту работы работников, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения требований в области промышленной безопасности. Указанное требование представляется избыточным. Так в соответствии с положениями (преамбула, статья 2 и иные положения) Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" его действие распространяется на организации, которые занимаются эксплуатацией опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре. Строительная организация осуществляет строительство, в том числе и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями федерального законодательства о градостроительной деятельности (статья 8). |
10. |
В целом по проекту акта |
В соответствии с положениями пунктов 16 и 22 статьи 1 ГК РФ (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017 г.) и разъяснениями Минстроя России от 30.11.2016 N 40305-СМ/02 застройщики, самостоятельно выполняющие свои функции по организации строительных, проектных и изыскательских работ, и привлекаемые застройщиком технические заказчики должны быть членами СРО как в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, так и в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Большинство установленных проектом акта минимальных требований (прежде всего к кадровому составу и имуществу) в отношении членов СРО, выполняющих функции застройщиков и технических заказчиков (и которые не выполняют самостоятельно инженерные изыскания, не осуществляют самостоятельно подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства), избыточны и практически невыполнимы. В связи с этим предлагается указать в разделе I "Общие положения" проекте акта, что его требования не распространяются на застройщиков и технических заказчиков, которые не выполняют самостоятельно инженерные изыскания, не осуществляют самостоятельно подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. |
11. |
Пункты 2 разделов III, IV |
В связи с тем, что значительное количество особо опасных, технически сложных и уникальных объектов также являются ОПО (согласно требованиям статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ) необходимо дополнить пункты 2 раздела III и раздела IV требованием о наличии в проектных и строительных организациях системы подготовки и аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам Ростехнадзора, в случаях, когда в штатное расписание включены должности, в отношении видов деятельности по которым осуществляется надзор Ростехнадзором и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию (согласно требованиям РД-03-19-2007). |
12. |
Обозначенный буквой "в" абзац подпункта 4 пункта 2 раздела III |
Исключить слова "рабочей документации" |
13. |
Пункт 3 раздела II |
Предлагается дополнить конкретным требованием о наличии у изыскательской организации сертифицированного, прошедшего метрологическую аттестацию (проверку) оборудования, инструментов, приборов и лицензированного программного обеспечения в составе и количестве, которые необходимы для выполнения изыскательских работ для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. |
14. |
Пункт 3 раздела IV |
Предлагается из редакции исключить слова "средств обеспечения промышленной безопасности". Указанное требование представляется избыточным. Так в соответствии с положениями (преамбула, статья 2 и иные положения) Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" его действие распространяется на организации, которые занимаются эксплуатацией опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре. Строительная организация осуществляет строительство, в том числе и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями федерального законодательства о градостроительной деятельности (статья 8). |
15. |
Обозначенные буквами "а" и "б" абзацы подпункта 1 пункта 2 раздела III |
Предлагается дополнить слова "для строительства, реконструкции" словами "и капитального ремонта". |
16. |
Обозначенный буквой "е" абзац подпункта 4 пункта 2 раздела III |
Требуется откорректировать установленный термин "санитарно-эпидемиологичесоке благополучие населения" (согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ). |
17. |
Пункт 3 раздела III |
Предлагается дополнить конкретным требованием о наличии у проектной организации оборудования, электронно-вычислительных средств и лицензированного программного обеспечения в составе и количестве, которые необходимы для осуществления проектирования особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.