Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 8 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 730" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=59367.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 23 ноября по 7 декабря 2016 г., а также текста проекта акта и сводного отчета в срок с 14 декабря 2016 г. по 17 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 3 сводного отчета проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, заключается в возможности получения недобросовестными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями формального допуска к международным автомобильным перевозкам с целью исключения необходимости оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими требованиям приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - приказ N 36).
Согласно пояснительной записке к проекту акта принятие проекта акта позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, эффективность и устойчивость функционирования автомобильного транспорта.
Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Исполнение указанной нормы не зависит от установки тахографа, а также от его соответствия приказу N 36 или Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Таким образом, установка тахографа того или иного вида не может влиять на состояние безопасности дорожного движения.
При этом в случае, если добросовестный перевозчик, имеющий удостоверение сроком на пять лет, не осуществил в последний год ни одной поездки, ему вместо продления будет выдано удостоверение только на один год. Таким образом, предлагаемые разработчиком нормы по сути ужесточают требования к процедуре получения допуска российскими перевозчиками к осуществлению международных автомобильных перевозок, однако не относятся к сфере регулирования международных перевозок.
При этом результативность предлагаемого подхода неочевидна, поскольку:
во-первых, согласно указанной разработчиком в пункте 7.2 сводного отчета оценке количество участников данных отношений незначительно - порядка 5 тыс. единиц. В этом случае следует учесть, что количество транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, соответствующими требованиям приказа N 36, составляет порядка 3 млн. транспортных средств;
во-вторых, возможность получения недобросовестными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допуска к международным перевозкам не исключается, а только переводится на ежегодную основу;
в-третьих, таким образом создается дополнительный административный барьер для добросовестных участников международных перевозок и увеличивается нагрузка на государственные органы, выдающие указанные удостоверения и карточки допуска.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Таким образом, в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.