Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)" осуществляется в соответствии с пункт 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 9 сентября 2016 г. N ДМ-П12-58пр и результатам проведенной работы по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда предусмотренной пунктом 37 раздела III плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р (далее - дорожная карта).
Во исполнение пункта 37 дорожной карты Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ законодательных и нормативных правовых актов регулирующих в той или иной степени вопросы безопасных условий труда на предмет выявления обязательных дублирующих требований.
Установлено, что имеется дублирование обязательных государственных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Минтруда России, направленных на сохранение жизни и здоровье работников в законодательных и нормативных правовых актах других органов (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Стройнадзора, Росздравнадзора).
Дублирование отдельных обязательных требований к безопасности условий труда установлено в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (санитарных правилах и нормах), в статьях 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации (правилах по охране труда), в статьях 52 и 54 Градостроительного кодекса, в подпункте "5)" части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, что влечет за собой дублирование действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения предпринимателями содержащихся в них обязательных требований и, соответственно, допускают возможность "двойного" наказания работодателей (например, в виде штрафов) за одни и те же нарушения обязательных требований.
Указанные обстоятельства требуют четкого разграничения сферы правового регулирования и структуры указанных нормативных правовых актов, а также согласования действий с Минтрудом России при их подготовке и реализации.
Законопроектом предлагается внести отдельные поправки в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения", разграничивающие сферы регулирования в зависимости от среды обитания с частичным разделением уровней компетенции соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Минтруда России, Роспотребнадзора и др.).
Также законопроектом, в целях исключения "конкуренции" норм трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства в части допуска к работе во вредных условиях труда при превышении гигиенических нормативов, где трудовое законодательство разрешает работу, если предоставлены компенсации и защитные мероприятия, а санитарно-эпидемиологическое законодательство запрещает, предлагается прекращать работу только в случае не обеспечения защиты работников.
До 25-30% рабочих мест в Российской Федерации с вредными условиями и согласно санитарно-эпидемиологического законодательства они должны быть закрыты, что в настоящее время не допустимо.
Законопроектом разграничивается производственный контроль на контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соответствию техническим регламентам и контроль за условиями труда в отношение рабочих мест. При этом предлагается осуществлять производственный контроль за условиями труда только в отношение рабочих мест с вредными условиями труда. Также законопроектом предусмотрено, что установление порядка осуществления производственного контроля за условиями труда, формы и периодичность его проведения, а также порядка учета при осуществлении данного контроля результатов специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест проводится по согласованию с Минтрудом России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Законопроектом вводится обязательное согласование санитарных правил относящихся к государственным требованиям охраны труда с Минтрудом России, что позволит не включать в санитарные правила требования по охране труда. Т.е. разграничение нормотворческих полномочий между Минтрудом России и Роспотребнадзором.
В целях разграничения полномочий в сфере надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда между Рострудом и Ростехнадзором на опасных производственных объектах законопроектом предлагаются изменения в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения положений об осуществлении государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда федеральными органами государственного надзора в области промышленной безопасности и энергетического надзора.
Также, законопроектом уточнено полномочие федерального государственного санитарного-эпидемиологического надзора содержащееся в статье 368 Трудового кодекса Российской Федерации в части надзора за соблюдением работодателями санитарных норм и правил, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний.
Для разграничения полномочий между Рострудом и Стройнадзором за соблюдением требований охраны труда при строительстве, реконструкции объектов предлагается внести дополнения в статью 54 Градостроительного кодекса.
Для разграничения полномочий по проведению проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда в учреждениях здравоохранения между Рострудом и Росздравнадзором предлагается внести изменения в подпункт "5)" части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Законопроектом предусмотрено положение устанавливающее пересмотр федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда, изданные до вступления в силу данного федерального закона.
В целях подготовки федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда, предусмотрено отложенное вступление в силу положения статьи 5 закона.
В проекте федерального закона положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Принятие указанного закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.