Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития"
(подготовлен Минфином России 10.02.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития" (далее - Проект постановления) подготовлен в соответствии с пунктом 99 Графика подготовки правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (поручение Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. N ИШ-П13-6701).
Строкой 1 раздела 1.1 Приложения 45 к Федеральному закону от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон о бюджете) предусмотрена возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на цели, установленные Правительством Российской Федерации.
Проектом постановления утверждаются Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (далее соответственно - Правила, госгарантии).
Правила разработаны на основе подходов, применявшихся в 2012-2016 гг. при реализации т.н. "антикризисного" механизма государственной гарантийной поддержки (постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825). Основными отличиями являются:
- исключение облигационных займов из видов обеспечиваемых госгарантиями обязательств принципалов;
- предоставление обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части госгарантии (далее - обеспечение регрессных требований). В качестве указанного обеспечения могут приниматься поручительство российского юридического лица, банковская гарантия российского банка, залог движимого (за исключением ценных бумаг) и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица;
- предоставление госгарантии только по обязательствам принципалов, соответствующих требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
- возможность предоставления госгарантии в отсутствие утверждённой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (с её последующим предоставлением).
Как и в "антикризисном" механизме:
- решения о целях привлечения кредитов, обеспечиваемых госгарантиями, начале и периоде осуществления отбора принципалов и оказания государственной гарантийной поддержки в рамках данного механизма принимает Правительство Российской Федерации;
- отбор принципалов для оказания данного вида государственной гарантийной поддержки осуществляют межведомственные комиссии, созданные при Министерстве финансов Российской Федерации (в отношении стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса) и при Министерстве экономического развития Российской Федерации (в отношении остальных организаций), а также Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 (в случае если общий размер государственной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет более 5 млрд. рублей);
- решение о предоставлении госгарантии по результатам отбора принимается Минфином России, которому Проектом постановления на основании п. 5 ст. 13 Закона о бюджете предоставляются соответствующие полномочия;
- госгарантией обеспечивается только часть обязательств принципала по возврату суммы кредита - до 70 % (в отношении стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса) и до 50 % (в отношении остальных организаций);
- госгарантия не предоставляется, если в отношении принципала возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) или принципал находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- для участия в предоставлении, последующем администрировании, сопровождении госгарантий, рассмотрении требований об исполнении госгарантий привлекается банк-агент Правительства Российской Федерации;
- анализ финансового состояния принципалов проводится в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 4 к Правилам предоставления госгарантий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825.
В связи с внесением изменений в статью 241 БК РФ, вступивших в силу с 1 января 2017 г., Правилами предусмотрены:
- проверка соответствия принципалов требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 указанной статьи, и последствия в случае несоответствия принципала данным требованиям;
- контроль со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти за соответствием принципалов указанным требованиям БК РФ в течение срока действия госгарантии;
- обязанность принципалов информировать об изменении в составе лиц, являющихся акционерами (участниками) принципала, в результате которого принципал перестал соответствовать указанным требованиям БК РФ.
Помимо изложенного выше, Проектом постановления определены сроки действия госгарантии, условия наступления гарантийного случая, основания отзыва и прекращения госгарантии, основные положения договора о предоставлении госгарантии, порядок направления, рассмотрения документов и принятия решений о предоставлении госгарантии, порядок предъявления, рассмотрения и исполнения требований об исполнении госгарантии, а также установлены требования к составу документов, которые должны быть предоставлены заинтересованными лицами для принятия решений, заключения договоров о предоставлении и предоставления госгарантий.
В соответствии с пунктом 7 строки 1 раздела 1.1 Приложения 45 к Закону о бюджете Проектом постановления предусмотрена возможность в особых случаях, при условии особой значимости юридического лица для отдельных отраслей экономики, принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении госгарантии в случае неудовлетворительного финансового состояния принципала, в том числе при наличии у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и (или) по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, или без предоставления обеспечения регрессных требований принципалами, имеющими удовлетворительное финансовое состояние. Кроме того, во исполнение решений, принятых на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова (пункт 2 протокола от 8 июня 2016 г. N ИШ-П13-34пр), и поручения Правительства Российской Федерации от 4 августа 2016 г. N ИШ-П13-4655 Проект постановления предусматривает право Правительства Российской Федерации в особых случаях принимать решения об обеспечении госгарантией до 100% обязательств принципала, имеющего удовлетворительное финансовое состояние, по возврату кредита (погашению основного долга).
Бюджетные ассигнования на возможное исполнение предусмотренных Проектом постановления госгарантий учитываются в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.
Госгарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств, срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает после 1 января 2020 г. В этой связи принятие и реализация Проекта постановления не потребует ассигнований федерального бюджета до 2020 г.
Реализация Проекта постановления не потребует дополнительного финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета и внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Проект постановления не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития"
Проект постановления предусматривает утверждение порядка и условий предоставления в 2017 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, срок возврата которых наступает после 31 декабря 2020 года. В этой связи принятие проекта постановления не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета, кроме уже предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В дальнейшем ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации будут предусматриваться в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующие годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.