Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
(подготовлен Минприроды России 13.02.2017 г.)
В соответствии с пунктом 1 Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2017 -2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 106п-П9, Минприроды России, совместно с Минтрудом России, Минфином России, Минэкономразвития России, Рослесхозом и Росприроднадзором, поручена подготовка предложений по внесению в законодательство изменений, предусматривающих меры повышения защищенности лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В рамках реализации указанного поручения подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - проект федерального закона).
Проект федерального закона вносит дополнение в статью 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), предусматривающее меры государственной защиты лицам, указанным в части 3 статьи 96 Лесного кодекса, а также изменения в статьи 2 и 20 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон N 45) в части расширения перечня лиц, подлежащих государственной защите.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса.
Рослесхоз осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Лесного кодекса федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса.
Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 45-ФЗ установлено, что государственной защите подлежат работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем работники государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в Федеральном законе N 45-ФЗ не указаны и, соответственно, не подлежат государственной защите.
При этом, согласно данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по состоянию на 30.05.2016 количество указанных работников в государственных учреждениях составляет 13 234 человека.
Внесение указанных изменений обусловлено необходимостью установления единообразного правоприменения и установления государственной защиты жизни, здоровья и имущества должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) не только в федеральных органах, органах субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), но и в государственных учреждениях.
К видам государственной защиты в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 45 относятся:
1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
Учитывая, что пункты 1 и 2 государственной защиты выполняются в рамках текущей деятельности органов, обеспечивающих безопасность, то введение данной нормы не потребует выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Так предполагается что жизнь и здоровье должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), подлежит обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы.
В 2016 году среднемесячная заработная плата должностных лиц, осуществляющих на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах составила 23 751,2 рублей.*(1)
В 2016 году штатная численность должностных лиц, осуществляющих на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах составила 20 769 чел.1
Таким образом, сумма обязательного государственного страхования составляет 4 275 216,00 руб. на 1 штатную единицу:
180 Ч 23751,2 руб. = 4 275 216,00 руб.
По данным страховых компаний, сумма страховой премии при страховании одного должностного лица составляет 4 970,25 руб.
Для реализации положений проекта федерального закона в 2018 году в части страхования жизни и здоровья должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в соответствии с текущей штатной численностью потребуется дополнительно средств из федерального бюджета в объеме - 103 227 122,25 руб.
4 970,25 руб. * 20 769 чел. = 103 227 122,25 руб.
В соответствии со сценарными условиями к уточненному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года, для расчета индексации приняты среднегодовые индексы для услуг (для базового варианта) до 2019 года равные в 2017 - 1,031; в 2018 - 1,032; в 2019 - 1,035.
Таким образом, расходы федерального бюджета составят:
на 2018 год - 103 227 122,25 руб. Ч1,031 Ч1,032 = 109 832 832,26 руб.
на 2019 год - 109 832 832,26 руб. Ч 1,035 = 113 676 981,39 руб.
Учитывая, что в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, отсутствуют как сами мероприятия, направленные на социальную защиту лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), так и финансирование таких мероприятий, то данные мероприятия по социальной защите потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета в 2018 году -109 832 832,26 руб.; в 2019 году - 113 676 981,39 руб.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанных изменений позволит повысить статус государственного лесного инспектора и эффективность осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) На основе данных формы 1.6 альбома форм защиты бюджетных проектировок на 2017 год и плановый период 2018 -2019 годов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.