Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 21.02.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, направленных на дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации осужденных.
В действующем уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятий "положительно характеризующиеся осужденные" и "отрицательно характеризующиеся осужденные". В связи с этим в целях конкретизации условия для перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания в исправительные учреждения с более льготными условиями содержания, передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, а также замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания, законопроектом предлагается предусмотреть отсутствие у осужденных взысканий за определенный период времени (статьи 78, 96, 113, 128 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации).
Одновременно в статье 140 УИК Российской Федерации слова "отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет" предлагается заменить словами "осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, имеющие дисциплинарные взыскания".
Законопроектом также предусматривается дополнение перечня мер поощрений, применяемых к осужденным к лишению свободы, такими стимулирующими мерами поощрения, как: просмотр дополнительных кинофильма и видеофильма; предоставление с учетом определенных условий длительного свидания с близкими родственниками в жилых помещениях, расположенных за пределами исправительного учреждения; разрешение проживания с семьей на арендованной за счет собственных средств или собственной жилой площади в пределах муниципального образования; разрешение посещать в выходные и праздничные дни культурно-зрелищные и спортивные мероприятия за пределами исправительного учреждения; досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания, куда они были переведены на основании статей 120, 122, 124 и 132 УИК Российской Федерации, в обычные условия отбывания наказания.
Расширение поощрительных норм в уголовно-исполнительном законодательстве будет способствовать более широкому стимулированию правопослушного поведения осужденных, их успешной адаптации в обществе после освобождения, укреплению социально-полезных связей, помочь в решении проблемы сохранения или создания семьи. Одновременно это будет существенным стимулом в процессе исправительного воздействия.
Кроме того, законопроектом уточняются полномочия должностных лиц исправительного учреждения при применении мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы. Так, право применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы, кроме начальника исправительного учреждения и лица, его замещающего, предоставлено иным должностным лицам исправительного учреждения - начальникам отрядов исправительных учреждений и воспитателям отделений воспитательных колоний. Все взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, налагаются (отменяются) постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. С целью избежать субъективного подхода при наложении взыскания и коррупциогенного фактора, обеспечения правильности и полноты оформления материалов, установления объективных причин и условий совершения осужденным нарушения установленного порядка отбывания наказания взыскание налагается по представлению дисциплинарной комиссии исправительного учреждения. Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В законопроекте также регламентирован порядок снятия с осужденного статуса злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания.
В редакции законопроекта осужденный, признанный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, перестает считаться злостным нарушителем в случае, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 УИК Российской Федерации, а также взыскания в виде водворения в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу, предусмотренного статьей 136 УИК Российской Федерации, он не будет подвергнут новому взысканию.
Законопроектом предусматривается, что мера взыскания в виде дисциплинарного штрафа может быть применена только при наличии денежных средств на лицевом счете осужденного.
При этом указанную меру взыскания к несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, законопроектом предлагается не применять.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы и выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.