Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О размещении и (или) инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Пунктом 1 проекта акта предполагается утвердить Правила размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение положений части 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях установления порядка и условий размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, или саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 8 сентября 2016 года по 5 октября 2016 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/11-16/00058711).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 правил ОРВ Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 7 февраля 2017 года по 14 февраля 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Россельхозбанк", "Газпромбанк" (Акционерное общество), ПАО "ФСК ЕЭС", в том числе содержащие ряд замечаний в отношении проекта акта, учтенных в настоящем заключении, а также содержащие замечания, требующие рассмотрения разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета (прилагаются).
Минэкономразвития России с учетом информации, представленной разработчиком, и поступивших в ходе проведения публичных консультаций позиций по проекту акта, обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Положениями пункта 2 Правил устанавливается недостаточно определенное регулирование, согласно которому предусматривается возможность размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда (далее - КФВВ) саморегулируемой организации (далее - СРО) по решению общего собрания членов СРО.
Так, Правилами не определены сроки действиях такого решения общего собрания членов СРО, иные необходимые условия, которые должны содержаться в соответствующем решении (например, указание на конкретную кредитную организацию, сумму вклада (депозита) и другие условия), а также неопределенным остается вопрос необходимости предъявления в кредитную организацию при заключении договора банковского вклада (депозита) указанного решения членов СРО.
Учитывая изложенное, в целях осуществления кредитной организацией контроля за размещением средств КФВВ СРО представляется целесообразным закрепить в редакции Правил срок действия вышеуказанного решения общего собрания членов СРО, необходимые условия, которые должны содержаться в решении, и обязанность СРО при заключении договора банковского вклада (депозита) предъявлять кредитной организации данное решение.
2. Положениями пункта 3 Правил устанавливается недостаточно определенное регулирование, согласно которому устанавливается лимит размещения средств КФВВ СРО на условиях договора банковского вклада не более 75% от размера средств такого компенсационного фонда. Так, Правилами не урегулирован вопрос о дате, на которую должен рассчитываться данный лимит (например, на дату принятия решения общим собранием членов СРО или на дату заключения договора банковского вклада (депозита)), а также о лице, осуществляющим контроль за соблюдением размера лимита размещения средств КФВВ СРО.
С учетом того, что действующими нормативными правовыми актами не запрещается размещать средства КФВВ на нескольких специальных банковских счетах, открытых в разных кредитных организациях, остается неясным, может ли СРО оставшиеся после выполнения требования пункта 3 Правил о лимите размещения средств КФВВ (в размере не менее 25% от размера средств КФВВ) разместить по договору банковского вклада (депозита) в иных кредитных организациях, в которых указанные СРО имеют специальные банковские счета.
Учитывая, что указанные условия являются существенными при принятии решения о размещении средств КФВВ СРО в кредитной организации, считаем целесообразным доработать редакцию Правил в части установления даты, на которую должен рассчитываться лимит, определения осуществляющего контроль за соблюдением лимита лица, а также в части конкретизации положений, регламентирующих вопросы заключения договоров банковского вклада (депозита) в отношении размещения в иных кредитных организациях неразмещенной части средств КФВВ СРО.
3. Положениями пункта 4 Правил устанавливается недостаточно определенное регулирование, в соответствии с которым устанавливаются требования к содержанию договора банковского вклада (депозита), на основании которого размещаются средства КФВВ СРО.
Среди прочего положениями пункта 4 Правил устанавливается, что указанный договор должен содержать условия и случаи досрочного расторжения договора банковского вклада (депозита). Однако положениями Правилами не урегулирован вопрос о размере процентной ставки, выплачиваемой при каждом случае досрочного расторжения договора банковского вклада (депозита). Так, остается неясным будет ли размер такой ставки определяться по соглашению сторон либо должны быть установлены определенные требования к ее размеру.
Учитывая, что условие о размере процентной ставки, а также порядок досрочного расторжения договора являются существенными условиями договора банковского вклада (депозита), считаем целесообразным доработать редакцию Правил в целях установления соответствующих положений, определяющих размер процентной ставки при досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита) в предусмотренных Правилами случаях.
4. Пунктом 4 Правил устанавливается положение, согласно которому при досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита) денежные средства подлежат зачислению на специальный счет СРО или переводу на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций в установленных случаях не позднее одного рабочего дня со дня предъявления требования о досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита).
Указанное положение Правил не в полной мере учитывает требования пункта 10 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что при необходимости осуществления выплат из средств КФВВ срок возврата средств из указанных в настоящей статье активов не должен превышать десять рабочих дней с момента возникновения такой необходимости. Учитывая, что в зависимости от текущих потребностей кредитные организации осуществляют привлечение и размещение денежных средств на межбанковском рынке, указанное положение на практике способно привести к риску возложения избыточных обязанностей и ограничений в отношении кредитных организаций.
Представляется целесообразным доработать пункт 4 Правил в части установления более длительного срока перевода кредитной организацией на специальный денежный счет СРО (или Национального объединения СРО) соответствующих денежных средств, в случае досрочного расторжения договора банковского вклада (депозита). Одновременно считаем целесообразным в редакции Правил установить временной период с момента возникновения необходимости осуществления выплат из средств КФВВ, в течение которого СРО (или Национальное объединение СРО) обязаны предъявить требование о досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита), что бы суммарный период времени от дня возникновения указанной необходимости и до дня зачисления кредитной организацией на специальный счет СРО (переводу на специальный банковский счет Национального объединения СРО) составлял не более десяти рабочих дней.
5. Положениями пункта 4 Правил устанавливается недостаточно определенное регулирование, в соответствии с которым устанавливается недопустимость частичного возврата кредитной организацией суммы депозита по отдельному договору банковского вклада (депозита). Так, положениями Правил не регулируются вопросы, регламентирующие возможность пополнения отдельного вклада (депозита) и порядок осуществления такого пополнения (например, по соглашению сторон, на основании отдельного решения общего собрания членов СРО и т.д.).
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать пункт 4 Правил в части установления указанной возможности и порядка осуществления пополнения банковского вклада (депозита) СРО.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О размещении и (или) инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке проекта акта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN |
Нормативное требование в редакции проекта акта |
Замечания и предложения |
1. |
Пункт 2 Правил |
Предлагается исключить из редакции пункта 2 Правил положения, в соответствии с которыми устанавливаются ограничения по размещению средств компенсационных фондов в депозиты в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств таких фондов. Снятие указанных ограничений позволит СРО с наибольшей выгодой размещать средства фондов в банках, отвечающих установленным Правительством Российской Федерации требованиям, и увеличивать тем самым размер компенсационных фондов. |
2. |
Пункт 3 Правил |
Предусмотрено, что лимит размещения средств КФВВ СРО на условиях договора банковского вклада не может превышать 75% от размера средств такого компенсационного фонда. Следует учитывать, что средства КФВВ могут быть размещены на нескольких специальных банковских счетах, открытых в разных кредитных организациях, и в связи с этим также требуется уточнение, от какой суммы должен рассчитываться лимит (например, от суммы средств КФВВ, размещенной в конкретной кредитной организации, либо от общей суммы КФВВ). Учитывая, что вышеуказанные условия являются существенными при принятии решения о размещении средств КФВВ СРО в кредитной организации, считаем целесообразным дополнить Правила условием о сумме, от которой должен рассчитываться лимит. |
3. |
Пункт 4 Правил |
В целях единообразного применения законодательства Российской Федерации и норм Правил при досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита) считаем необходимым дополнить Правила следующими условиями: - требование СРО о досрочном расторжении договора банковского вклада (депозита) должно содержать причину, по которой требуется досрочный возврат вклада (депозита); - в подпункте а) пункта 4 Правил закрепить, что досрочное расторжение договора банковского вклада (депозита) по требованию СРО возможно лишь в случае недостаточности средств на специальном банковском счете СРО для указанных в данном подпункте выплат; - в подпункте б) пункта 4 Правил предусмотреть, что денежные средства КФВВ СРО, размещенные во вклад (депозит), по требованию Национального объединения саморегулируемых организаций возвращаются вначале на специальный банковский счет СРО, открытый в этой же кредитной организации, а затем переводятся на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций. Данное условие позволит соблюсти требования статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации о запрете перечисления юридическими лицами денежных средств, находящихся во вкладах (депозитах), другим лицам; - в подпункте в) пункта 4 Правил предусмотреть порядок подтверждения информации о применении к кредитной организации мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 части второй статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", по аналогии с порядком подтверждения информации, установленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства". |
4. |
Пункт 4 проекта акта |
Пунктом 4 проекта акта предусмотрен срок его вступления в силу со дня его опубликования. В целях соблюдения кредитными организациями требований к договорам банковского вклада (депозита) представляется целесообразным скорректировать указанный срок, предусмотрев срок для разработки и утверждения кредитными организациями форм договоров банковского вклада (депозита). |
5. |
В целом по проекту акта |
Правилами не закреплен порядок обращения взыскания на средства КФВВ СРО, размещенных во вклад (депозит). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.