Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном ветеринарном надзоре"
(подготовлен Минсельхозом России 27.02.2017 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном ветеринарном надзоре" вносится изменение в Положение о государственном ветеринарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, и направлено на решение проблемы правового обеспечения отношений в сфере ветеринарии при перемещении подконтрольных госветнадзору товаров, а также на обеспечение биологической безопасности Российской Федерации, поддержания её экспортного потенциала и обеспечения перехода к электронной ветеринарной сертификации.
В правовой системе Российской Федерации в сфере ветеринарии понятие регионализации территории Российской Федерации появилось в результате принятия последних изменений в Закон Российской Федерации от 4 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), внесенных и него Федеральным законом от 13 июля 2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Законом регионализация проводится федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Регионализация территории Российской Федерации является инструментом для обеспечения биологической безопасности Российской Федерации и, одновременно, одним из важнейших средств поддержания ее экспортного потенциала в отношении продукции животного происхождения.
Система обеспечения безопасных (распространения заразных болезней животных) условий перемещения подконтрольных госветнадзору товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации (на железнодорожных, автомобильных, морских (речных) и воздушных внутригосударственных направлениях перевозки подконтрольных товаров и маршрутах (трассах) их перевозки) это один из основных результатов регионализации.
Для достижения этого результата необходимы три основных составляющих:
- правильное нормативное регулирование,
- эффективная система выявления нарушений установленного порядка и условий перемещения,
- эффективная система штрафных санкций к нарушителям установленного порядка.
Нормативное правовое регулирование в настоящее время имеется и включает специальную статью 2.6 в Законе, а также предусмотренные им Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденные приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (далее - Правила) и Решение компетентного органа - Россельхознадзора об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезным животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров (далее - Решение).
Реализация требований, ограничений, условий и запретов на перемещение осуществлена посредством электронной ветеринарной сертификации. Она позволяет проводить дистанционный автоматизированный контроль, что, в свою очередь, позволяет радикально уменьшить риски распространения заразных болезней животных во всех случаях, кроме двух нижепоименованных:
1. Перемещение подконтрольных товаров их владельцами с грубейшими нарушениями установленных требований законодательства, без ветеринарного контроля (надзора) и без оформления ветеринарных сопроводительных документов;
2. Нарушение правил сертификации подконтрольных товаров для их перемещения сертифицирующими специалистами, осуществляемое по сговору с владельцем подконтрольных товаров, то есть проявление коррупции.
Эффективная система штрафных санкций, создана, поскольку все подконтрольные госветнадзору товары должны перемещаться. в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов, в которых должны отражаться установленные в Законе, Правилах и Решении нормы, требования, ограничения, условия и запреты на их перемещение.
Таким образом, в настоящее время для правильного функционирования системы не хватает эффективной системы выявления нарушений установленного порядка и условий перемещения.
Объем перевозок, осуществляемых с нарушениями правил ветеринарной сертификации огромен, по причине отсутствия эффективного контроля. Его отсутствие делает оба указанных направления нарушения указанной деятельности практически безнаказанными.
Для ликвидации данной проблемы Россельхознадзором подготовлен настоящий проект нормативного правового документа, основанный на предоставлении полномочий по осуществлению ветеринарного надзора, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, федеральным органом исполнительной власти (Россельхознадзором), не имеющим конфликта интересов в данной сфере, поскольку сам Россельхознадзор не осуществляет оформления ветеринарных сопроводительных документов при внутрироссийском перемещении подконтрольных товаров, которое является полномочием ветеринарных служб субъектов Российской Федерации и ветеринарно-санитарных служб "силовых ведомств".
Реализация полномочий, предусмотренных указанным постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.