Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с реформированием акционерного общества "Росинфокоминвест"
(подготовлен Минкомсвязью России 03.03.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с реформированием акционерного общества "Росинфокоминвест" (далее - проект Постановления) подготовлен во исполнение абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1529 (далее - Постановление N 1529).
Проектом Постановления предлагается внести в текст некоторых актов Правительства Российской Федерации изменения, связанные с переименованием и завершением реформирования АО "Росинфокоминвест".
Проектом Постановления предлагается признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 476 "О создании акционерного общества "Российский Инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (далее - Постановление N 476), носящий характер поручения, в связи с его надлежащим исполнением. Более того, необходимость утверждения инвестиционной декларации АО "Росинфокоминвест" была продиктована требованиями ст. 6 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и утратила свою актуальность после принятия Постановления N 1529 и отказа АО "Росинфокоминвест" от лицензии акционерного инвестиционного фонда.
Пунктом 2 проекта Постановления предлагается поручить Минкомсвязи России обеспечить утверждение новой редакции устава акционерного общества "Росинфокоминвест", предусмотрев в нем:
а) определение в качестве основной цели деятельности развитие российской отрасли информационно-коммуникационных технологий как одного из приоритетных направлений технологического развития и модернизации экономики Российской Федерации;
б) определение в качестве основного предмета деятельности инвестирование в проекты отрасли информационно-коммуникационных технологий;
в) предельный размер средств, выделяемых на осуществление одного инвестиционного проекта, не превышающий 200 млн рублей (или эквивалента указанной суммы в иностранной валюте), при этом одновременно составляющий не более 50 процентов суммарного объема инвестиций в форме денежных средств, направляемых в один инвестиционный проект.
Включение в проект Постановления подпунктов "а" и "б" пункта 2 необходимо для фиксирования уже найденного и включенного в текст устава ориентированного на решение государственных задач целеполагания АО "Росинфокоминвест" как института развития в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Включение в проект Постановления подпункта "в" пункта 2 необходимо для приведения первоначального размера инвестиций в один проект, установленного подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 476 в размере 100 млн рублей или 3 млн долларов США в один проект и скорректированного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 147 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 476" (далее - Постановление N 147) до 150 млн рублей (или эквивалента указанной суммы в иностранной валюте), к новому значению с учетом инфляции и изменения курсов валют - 200 млн рублей в один инвестиционный проект (или эквиваленту указанной суммы в иностранной валюте), при этом одновременно составляющему не более 50 процентов суммарного объема инвестиций в форме денежных средств, направляемых в один инвестиционный проект (с учетом денежного вклада соинвесторов).
В связи с принятием пункта 2 проекта Постановления в целях недопущения возникновения правовой неопределённости предлагается признать утратившими силу подпункт "г" пункта 1 Постановления 476 и пункт 2 Постановления N 147, имеющих аналогичный предмет регулирования и утрачивающих актуальность в силу принятия пункта 2 проекта Постановления.
Касательно целесообразности признания утратившим силу пункта 2 Постановления N 147 необходимо отдельно отметить следующее.
1. Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 147 предусмотрено определение в уставе АО "Росинфокоминвест" в качестве направления инвестирования организаций отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Признание указанного пункта утратившим силу необходимо для устранения неполного соответствия Постановления N 147 подпункту 1 пункта 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому определение приоритетных направлений деятельности общества относится к компетенции совета директоров общества.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации предмет и цели деятельности коммерческой организации, которыми устанавливаются ключевые аспекты функционирования АО "Росинфокоминвест", предусматриваются уставом.
В целях приведения некоторых актов Правительства Российской Федерации в полное соответствие нормам гражданского законодательства Российской Федерации пунктом 2 проекта Постановления предлагается поручить Минкомсвязи России обеспечить утверждение новой редакции устава акционерного общества "Росинфокоминвест", предусмотрев в нем определение соответствующих цели и предмета деятельности общества. Предлагаемые изменения, с одной стороны, решают задачу по закреплению за АО "Росинфокоминвест" основной цели деятельности, соответствующей фокусу работы института развития в сфере информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны, закрепляют основной коммерческий предмет деятельности АО "Росинфокоминвест" - инвестирование в проекты.
2. Подпунктом "в" пункта 2 Постановления N 147 предусмотрено установление в уставе АО "Росинфокоминвест" срока деятельности акционерного общества до 1 января 2018 г.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 22 августа 2014 г. N АД-П10-6371 был инициирован процесс реформирования АО "Росинфокоминвест". В этих целях Минкомсвязью России принят комплекс организационных мер для оптимизации деятельности АО "Росинфокоминвест". В частности, сформирован новый состав совета директоров, привлечены новые генеральный и инвестиционный директора, полностью обновлен трудовой коллектив общества, сформирован инвестиционный комитет, разработана и утверждена необходимая для осуществления инвестиций внутренняя документация. Устранены системные причины неэффективной работы АО "Росинфокомивест" - осуществлён отказ от формы акционерного инвестиционного фонда, которой накладывался ряд ограничений на деятельность общества.
Под новым руководством общество получило новый фокус работы: ИКТ-решения для отдельных отраслей, B2B сегмент и внедрение в крупных компаниях критически важных для страны отраслей. Текущее позиционирование уникально и востребовано, отсутствует дублирование функций с другими институтами развития.
В АО "Росинфокоминвест" восстановлена эффективная финансово-хозяйственная деятельность: начиная с 2015 г. общество выведено на операционную прибыльность. Полученная в 2015-2016 гг. доходность от управления активами общества превышает ставки депозитов крупных банков с государственным участием при соизмеримом уровне риска. К настоящему моменту компенсированы все финансовые потери общества, произошедшие в 2008 и 2011-2014 гг., в январе 2017 г. стоимость чистых активов Общества стала положительной. Общество имеет профицитный бюджет.
В АО "Росинфокоминвест" запущен полноценный инвестиционный процесс: за период 2015-2016 гг. обществом проанализировано 303 проекта, на рассмотрение инвестиционного комитета АО "Росинфокоминвест" вынесены 18 проектов с суммарной потребностью в инвестициях 3,63 млрд. рублей. Инвестиционный комитет предварительно одобрил 12 проектов с общей величиной необходимых инвестиций 2,29 млрд. руб. (из них 1,11 млрд. со стороны Общества).
Накоплен значительный практический опыт, связанный с организацией и подготовкой инвестиционных сделок в фокусе работы АО "Росинфокоминвест". Несмотря на спад инвестиционной активности на российском венчурном рынке подготовленные АО "Росинфокомивест" сделки находят рыночных соинвесторов.
В целях недопущения возможных финансовых потерь в АО "Росинфокоминвест" введены жесткие процедуры риск-менеджмента, 5 из 12 предварительно одобренных проектов были отклонены по итогам проведения комплексной проверки (due diligence), осуществляемой управляющей компанией АО "Росинфокоминвест". Ретроспективный анализ подтвердил правильность принятых решений - отклоненные проекты в дальнейшем не стали успешными, несмотря на то, что некоторые из них получили финансирование от других инвесторов. В настоящий момент ведется комплексная проверка 5 проектов, юридически обязывающие документы по 2 инвестиционным сделкам подписаны в июле и декабре 2016 г.
Деятельность АО "Росинфокоминвест" призвана минимизировать имеющийся пробел между институтами развития, ориентированными на посевные инвестиции, и фондами прямых инвестиций, ориентированными на зрелый бизнес национального масштаба, обеспечивая непрерывность цепочки "инновационного лифта".
Полноценная работа АО "Росинфокоминвест" началась в 2016 г., когда были подписаны юридически обязывающие документы по первым сделкам, при этом обычный срок работы инвестиционных фондов составляет порядка 10 лет, необходимых для осуществления полного инвестиционного цикла (инвестиции в проекты, их развитие и выход из проектов). С учетом вышеизложенного оставшегося срока существования АО "Росинфокоминвест" недостаточно для осуществления полноценного инвестиционного цикла, в связи с чем необходимо принятие предлагаемых в проекте Постановления корректировок срока деятельности АО "Росинфокоминвест".
Принятие проекта Постановления не потребует выделения дополнительного финансирования и не повлияет на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проект Постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта Постановления будет способствовать эффективной работе АО "Росинфокоминвест", направленной на достижение целей его создания, развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий через создание успешных и конкурентоспособных (в т.ч. на мировых рынках) российских компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.