Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасности пищевой продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период со 2 по 22 октября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 6 сентября 2016 г. по 3 октября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-15/00040607).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. По результатам публичных консультаций предложения и замечания поступили от НП "Ассоциация по техническому регулированию", НП "РусБренд", Ассоциации европейского бизнеса, Союза участников потребительского рынка, ФГБНУ "ВНИИМП им. В. М. Горбатова", ООО "Пепсико Холдингс", НКО "Национальная Ассоциация Поставщиков, Производителей и Потребителей Мяса и Мясопродуктов", Российского союза производителей соков, Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД" и НКО "Рыбный союз" (справка прилагается).
Проект акта разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, предусмотренного протоколом заседания подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 2 декабря 2015 года N 2 и направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с техническими регламентами Таможенного союза.
Проектом акта предусмотрено внесение изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", в федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия были выявлены следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Из понятия продуктов животноводства, установленного в определении понятия "ветеринария", предлагается исключить такой объект ветеринарного контроля как "переработанная пищевая продукция животного происхождения", а также цель - "защита населения от болезней, общих для человека и животных".
1.1. Согласно пункту 1 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Перечень товаров), а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
В соответствии с указанным Перечнем товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", в число продукции, подлежащей ветеринарному контролю (надзору), входит переработанная пищевая продукция.
Вместе с тем, согласно статье 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.
Таким образом, наднациональным законодательством предусмотрено включение переработанной пищевой продукции животного происхождения в перечень продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Исключение переработанной пищевой продукции животного происхождения из определения понятия "ветеринария" представляется некорректным.
1.2. Одновременно обращаем внимание, что исключение разработчиком из сферы ветеринарии защиты населения от болезней, общих для человека и животных, противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которым под ветеринарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов в области ветеринарии, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров, не соответствующих единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям.
С учетом вышеизложенного обращаем внимание, что законодательство Российской Федерации в сфере ветеринарии должно соответствовать законодательству Евразийского экономического союза.
Таким образом, считаем необходимым исключить проектируемые пунктом 1 статьи 1 проекта акта положения.
2. Пунктом 2 статьи 1 проекта акта проектируется изменение абзаца третьего пункта 6 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" в части исключения возможности уполномоченными лицами организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, оформления ветеринарных сопроводительных документов на переработанную продукцию животного происхождения.
В действующей редакции уполномоченные лица организаций могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, подвергнутую тепловой или иной обработке, обеспечивающей уничтожение в ней патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, и (или) упакованную в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую ее контакт с внешней средой. Так, в отношении части переработанной пищевой продукции, имеющей низкий уровень ветеринарного риска, субъекты предпринимательской деятельности оформляют ветеринарные сопроводительные документы самостоятельно.
Согласно проектируемым положениям уполномоченные лица организаций вправе будут оформлять ветеринарные сопроводительные документы на непереработанную продукцию. Обращаем внимание на невозможность осуществления уполномоченными лицами организаций такой деятельности в отношении пищевой продукции, не прошедшей обработку, в связи с высоким уровнем ветеринарного риска.
Кроме того, проектируемое изменение противоречит пунктам 4 и 5 статьи 2.3 действующей редакции Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", в соответствии с которыми уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары, а аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений - на подконтрольные товары из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Считаем необходимым исключить проектируемую норму из проекта акта.
3. Пунктом 3 статьи 3 проекта акта проектируется новый перечень определений понятий, используемых в Законе N 29-ФЗ.
3.1. Под "обращением пищевой продукции, материалов и изделий" предлагается понимать "движение продукции от изготовителя (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) к приобретателю (в том числе потребителю), охватывающее все процессы, которые проходит эта продукция после завершения ее производства, включая упаковку, маркировку, хранение, транспортирование, реализацию, утилизацию".
Обращаем внимание, что проектируемое определение охватывает процессы, не предусмотренные правом Евразийского экономического союза.
Так, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011) "выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера". В техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию" понятие "обращение масложировой продукции" определено как "движение продукции от изготовителя к потребителю, охватывающее все процессы, которые проходят продукты после завершения их производства, начинающееся с момента передачи продукции изготовителем или импортером иному лицу (перевозчику, продавцу, потребителю)". Таким образом, в праве Евразийского экономического союза обращение продукции отождествляется с ее перемещением от одного лица к другому и не включает процессы, упомянутые разработчиком.
Представляется нецелесообразным проектирование определений понятий, закрепленных наднациональным законодательством.
Таким образом, считаем необходимым исключить проектируемое понятие из проекта акта.
3.2. Под "пищевой продукцией животного происхождения" предлагается понимать "продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке".
Обращаем внимание, что проектируемое определение не соответствует положениям ТР ТС 021/2011, предусматривающим как непереработанную, так и переработанную пищевую продукцию животного происхождения. В частности, согласно статье 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность, а переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
Таким образом, отнесение к пищевой продукции животного происхождения исключительно непереработанной пищевой продукции животного происхождения противоречит праву Евразийского экономического союза.
3.3. Под "пищевой ценностью пищевой продукции" предлагается понимать "совокупность свойств пищевой продукции, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, характеризующие наличие и количественное содержание в продукции пищевых и биологически активных веществ, определяющих ее биологическую и физиологическую ценность, калорийность и усвояемость".
Понятие "пищевая ценность" входит в проектируемое понятие "качество пищевой продукции". Следовательно, "усвояемость" подлежит контролю, в том числе государственному. Вместе с тем, действующее право Евразийского экономического союза и законодательство Российской Федерации не содержит норм "усвояемости", на основании которых могут быть сделаны выводы о качестве пищевой продукции.
Кроме того, указанное определение противоречит пункту 4.9 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 (далее - ТР ТС 022/2011), в соответствии с которым пищевая ценность включает следующие показатели: энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов, количество витаминов и минеральных веществ.
Учитывая, что понятие "пищевая ценность" определено наднациональным законодательством, представляется целесообразным исключить его из проекта акта.
3.4. Под "потребительскими свойствами пищевой продукции" предлагается понимать "совокупность физико-химических показателей (нормируемые физико-химические характеристики конкретных видов пищевой продукции), органолептических показателей (характеристики, определяемые с помощью зрительной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем и соматосенсорной системы), микробиологических показателей (содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах) и аутентичности (совокупность физико-химических и микробиологических показателей, их абсолютные количественные значения и интервалы, а также их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием при получении готовой продукции, которые позволяют идентифицировать пищевую продукцию)".
Проектируемое определение содержит уточнения показателей продукции, которые необоснованно ограничивают отдельные характеристики таких свойств. Например, в качестве физико-химических показателей указаны только нормируемые, в то время как изготовитель вправе установить любую совокупность таких свойств.
В самом определении отдельные его части дублируются, а именно: потребительские свойства определены как совокупность физико-химических, микробиологических показателей и аутентичности, при этом аутентичность определена в методических указаниях "МУ 4.1/4.2.2484-09. 4.1/4.2. Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции. Методические указания", утвержденных Роспотребнадзором 11 февраля 2009 г., как совокупность физико-химических, микробиологических и других показателей.
Также остается неясным, как "интервалы количественных значений", "их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием" позволяют идентифицировать пищевую продукцию.
Считаем необходимым существенно доработать понятие или исключить его из проекта акта.
3.5. Под "техническими документами" предлагается понимать "документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевой продукции, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие)".
Обращаем внимание, что понятие "технические документы" не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозка и реализация продукции, являются "документами по стандартизации", перечень которых указан в статье 14 упомянутого федерального закона:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
Представляется целесообразным исключить рассматриваемый термин и заменить понятие "технические документы" в тексте Закона N 29-ФЗ на понятие "документы по стандартизации".
3.6. Под "товаросопроводительными документами" предлагается понимать "документы, направляемые грузоотправителем с отгруженной пищевой продукцией и удостоверяющие ее передачу, содержащие наименования и реквизиты грузоотправителя и грузополучателя, а также сведения о наименовании, количестве пищевой продукции и документе, удостоверяющем соответствие пищевой продукции требованиям нормативных документов, межгосударственных и государственных стандартов и(или) условиям договоров по каждому ее виду".
Представляется, что проектируемое определение "товаросопроводительных документов" предусматривает расширительный перечень сведений по сравнению с установленным ТР ТС 021/2011, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 которого "пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции". При этом понятие прослеживаемости установлено статьей 4 ТР ТС 021/2011: "Прослеживаемость пищевой продукции - это возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья".
Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 4 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) товаросопроводительные документы относятся к транспортным документам.
Таким образом, проектирование понятия видится избыточным и подлежащим исключению из проекта акта.
4. Согласно проектируемому пункту 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ (пункт 5 статьи 3 проекта акта), в обращении может находиться пищевая продукция, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и "прошедшие оценку (подтверждение) соответствия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом".
Обращаем внимание, что положения в части оценки (подтверждения) соответствия определены техническими регламентами Таможенного союза, а также Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Считаем необходимым привести в соответствие действующему законодательству проектируемый пункт 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ.
5. Видится избыточным и подлежит исключению из проекта акта закрепление в проектируемой редакции пункта 2 Закона N 29-ФЗ (подпункт "д" пункта 5 статьи 3 проекта акта) запрета на обращение пищевой продукции, материалов и изделий без товаросопроводительных документов, поскольку требование о сопровождении продукции товаросопроводительными документами, как отмечалось выше, закреплено нормой ТР ТС 021/2011 (абзац второй п. 4.6 настоящего заключения).
6. Кроме того, пункт 3 статьи 15 Закона N 29-ФЗ разработчиком предлагается представить в следующей редакции (подпункт "в" пункта 16 статьи 3 проекта акта): "Пищевая продукция диетического лечебного и диетического профилактического питания должна иметь свойства, позволяющие использовать такие продукты для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с требованиями нормативных документов_".
Остается неясным, о каких нормативных документах идет речь. Представляется, что проектируемая редакция представляет возможность расширительного толкования, что может привести к необоснованным требованиям контролирующих органов, избыточным затратам хозяйствующих субъектов.
7. Согласно абзацу второму проектируемого пункта 1 статьи 16 Закона N 29-ФЗ (абзац третий пункта 17 статьи 3 проекта акта) "сроки и условия хранения после вскрытия упаковки устанавливаются для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищающей продукцию от порчи".
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, "указывают также условия хранения после вскрытия упаковки".
Таким образом, проектируемое регулирование предусматривает дополнительное требование по установлению сроков хранения продукции после вскрытия упаковки, в связи с чем сообщаем о необходимости его исключения из проекта акта.
Кроме того, обращаем внимание, что в пунктах 1 и 2 проектируемой статьи 16 используется понятие "срок годности". Между тем технические регламенты Таможенного союза оперируют понятием "срок хранения". Считаем целесообразным привести терминологию в соответствие с установленной в наднациональном законодательстве.
8. Согласно пункту 2 проектируемой статьи 16 Закона N 29-ФЗ (абзац четвертый пункта 17 статьи 3 проекта акта) "показатели качества и безопасности новой пищевой продукции, материалов и изделий, сроки ее годности, требования к ее упаковке, маркировке, информации о такой пищевой продукции, материалах и изделиях, условиям изготовления и обращения такой пищевой продукции, материалов и изделий, программам производственного контроля за ее качеством и безопасностью, основанным на принципах ХАССП, в том числе проведению лабораторных исследований и испытаний, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественной и не соответствующей установленным требованиям безопасности пищевой продукции, материалов и изделий должны быть включены в нормативные документы, а также могут быть определены в технических документах на данную пищевую продукцию".
Обращаем внимание, что предложенная разработчиком новая редакция пункта 2 статьи 16 Закона N 29-ФЗ концептуально изменяет существующий порядок, согласно которому показатели качества и безопасности пищевой "продукции нового вида, материалов и изделий", сроки ее годности, и другие требования устанавливаются в технических документах на данный вид продукции, разрабатываемых изготовителем.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 2 проектируемой статьи 16 (абзац шестой пункта 17 статьи 3 проекта акта) "технические документы должны содержать показатели качества пищевой продукции не ниже нормативно установленных, в том числе требований национальных стандартов на аналогичные продукты".
Представляется избыточным проектируемое требование о содержании в "технических документах" показателей качества пищевой продукции, которое фактически приравнивает документ о стандартизации к нормативному правовому акту, обязательному к применению.
Обращаем внимание, что статьей 51 Договора о ЕврАзЭС определены принципы добровольности применения стандартов и недопущения установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе "государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия". Таким образом, проектируемые нормы подлежат существенной доработке или исключению из проекта акта, поскольку противоречат наднациональному законодательству.
9. В соответствии с проектируемым абзацем третьим пункта 2 статьи 17 Закона N 29-ФЗ (подпункт "в" пункта 18 статьи 3 проекта акта) не допускается введение натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения перед убоем продуктивных животных до истечения сроков их выведения из организмов этих животных.
Обращаем внимание, что проектируемая норма не соответствует предмету регулирования Закона N 29-ФЗ. Кроме того, требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения закреплены статьей 19 ТР ТС 021/2011.
Таким образом, проектируемая норма подлежит исключению из проекта акта.
10. Согласно новой редакции пункта 8 статьи 17 Закона N 29-ФЗ (подпункт "ж" пункта 18 проекта акта) изготовитель обязан прекратить изготовление фальсифицированной и (или) не соответствующей установленным требованиям безопасности пищевой продукции и принять меры, предусмотренные статьями 24 и 25 настоящего федерального закона, к проведению её экспертизы, "утилизации (в установленном порядке), в том числе, обеззараживанию (при необходимости)".
Обращаем внимание, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду устанавливаются законодательством в сфере природопользования. Требования к процессам уничтожения, в частности, установлены статьей 18 ТР ТС 021/2011, а также Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и подзаконными ему нормативными правовыми актами.
Таким образом, указанные отношения не являются предметом регулирования изменяемого Федерального закона N 29-ФЗ, в связи с чем сообщаем о необходимости исключения норм об обеззараживании из положений проекта акта.
11. Аналогичное замечание относится к абзацу четвертому проектируемого пункта 3 статьи 24 Закона N 29-ФЗ (последний абзац пункта 26 проекта акта), согласно которому "пищевая продукция, предназначенная для людей и животных, не соответствующая установленным требованиям безопасности, перед уничтожением или в процессе уничтожения должна подвергаться, в том числе, обеззараживанию".
12. Согласно проектируемому пункту 4 статьи 20 Закона N 29-ФЗ (подпункт "в" пункта 21 проекта акта) в случае, если при реализации пищевой продукции, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевой продукцией, материалами и изделиями соответствующего качества и (или) приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевой продукции, материалов и изделий, "обязаны обеспечить возврат от приобретателей, в том числе потребителей, таких пищевой продукции, материалов и изделий, и принять меры, предусмотренные статьями 24 и 25 настоящего федерального закона".
Остается неясным, каким образом должен быть "обеспечен возврат продукции". Кроме того, обращаем внимание, что вопрос возврата продукции при обнаружении в ней недостатков урегулирован Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно статье 18 которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Вопросы возврата продукции другими приобретателями (дистрибьюторами, организациями торговли) урегулированы в рамках гражданско-правовых отношений посредством включения соответствующих положений в договор купли-продажи.
Таким образом, представляется избыточным установление требования об "обеспечении возврата" продукции "от приобретателя".
Обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Таким образом, в целях приведения Закона N 29-ФЗ в соответствие наднациональному законодательству представляется необходимым исключить пункт 4 из статьи 20 Закона N 29-ФЗ.
13. В соответствии с пунктом 2 проектируемой статьи 22 Закона N 29-ФЗ (абзац третий пункта 23 проекта акта) производственный контроль качества и безопасности пищевой продукции, материалов и изделий проводится "в соответствии с программой производственного контроля, включающей процедуры, предусмотренные нормативными документами".
Остается неясным, что за "процедуры" имеются в виду и какими "нормативными документами" они устанавливаются. Проектируемая норма представляет возможность расширительного толкования требования о проведении производственного контроля, что, в свою очередь, может привести к необоснованным претензиям со стороны контролирующих органов к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, сообщаем о необходимости доработки проектируемой нормы.
14. Согласно проектируемой редакции пункта 2 статьи 23 Закона N 29-ФЗ (пункт 24 проекта акта) "больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и обращения пищевой продукции, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие медицинский осмотр и гигиеническое обучение, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевой продукцией, материалами и изделиями".
Обращаем внимание на неопределенность проектируемого требования в части прохождения медицинского осмотра. В целях исключения возможности расширительного толкования требования считаем необходимым включить отсылочную норму на нормативный правовой акт, в соответствии с которым осуществляются медицинские осмотры.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.