Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в части уточнения сферы федерального государственного экологического надзора) (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях исключения проведения проверок несколькими органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного экологического контроля (надзора), в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 16 ноября 2016 г. по 29 ноября 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 12 декабря 2016 г. по 13 января 2017 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/11-16/00059063).
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются органы государственной власти, осуществляющие контроль (надзор), а также хозяйствующие субъекты (без их количественной оценки).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 21 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года. В рамках публичных консультаций замечания и предложения к проекту акта не поступали.
Кроме того, Минэкономразвития России письмом от 20 февраля 2017 года N Д26и-102 направлен запрос в адрес разработчика проекта акта о необходимости предоставления в срок до 1 марта 2017 года информации по проекту акта (статистических данных, оценки расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вопросов учета различных категорий объектов негативного воздействия на окружающую вреду и поднадзорных объектов). На момент подготовки заключения ответ получен не был.
Учитывая отсутствие информации, обосновывающей предлагаемый способ регулирования проблемы, определенной разработчиком, а также принимая во внимание недостаточную проработку в рамках проведения разработчиком оценки регулирующего воздействия проекта акта, рисков предлагаемого регулирования с точки зрения его дальнейшего применения, Минэкономразвития России обращает внимание на следующее.
1. По мнению Минэкономразвития России, в случае вступления в силу проекта акта возрастет административная нагрузка центрального аппарата Росприроднадзора и территориальных подразделенией в связи с увеличением количества поднадзорных объектов, при этом пропорционально уменьшится административная нагрузка в уполномоченных органах субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем разработчиками проекта акта в пунктах 8-9, 11 сводного отчета не приведена оценка доходов и расходов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, являющихся субъектами предлагаемого проектом акта регулирования.
Пункты 12-14 сводного отчета разработчиком не заполнены и не оценены риски неисполнения предлагаемого регулирования; необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия; индикативные показатели; программу мониторинга и иные способы оценки достижения заявленных целей регулирования.
Кроме того, разработчиком в пункте 7 сводного отчета не представлена информация о количестве объектов всех категорий и объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федерального государственному экологическому контролю (надзору) в случае принятия предлагаемого проектом акта регулирования.
Согласно пункту 3.10 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), разработчиком в разделе 9 сводного отчета указывается оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в разделе 8 сводного отчета.
Согласно пункту 3.12 Методики разработчиком в разделе 11 сводного отчета указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений. Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Следовательно, разработчику необходимо провести оценку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для исполнения контрольно-надзорных полномочий как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Концептуально поддерживая идею, определенную разработчиком как цель регулирования проекта акта, а именно - исключить возможность проведения в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) проверок несколькими органами государственного экологического контроля (надзора), Минэкономразвития России обращает на следующие риски правоприменения.
С учетом того, что в настоящее время уже могут быть приняты планы проверок в отношении объектов I, II, III и IV категорий как на федеральном, так и на региональном уровне, необходимо предусмотреть переходный период вступления в силу проекта акта для проведения организационных мероприятий по согласованию таких планов в целях исключения дублирующих проверок.
Для исключения проведения повторной проверки в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) необходимо решить вопрос в отношении тех предприятий, на которых до вступления в силу проекта акта такая проверка была проведена.
Также переходный период потребуется для пересмотра, оценки рисков и внесения изменений в соглашения о передачи полномочий Российской Федерации, в частности по Соглашению между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 1646-р.
Кроме того, учитывая, что бюджетный процесс по формированию бюджетов бюджетной системы на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы уже начался, необходимо предусмотреть переходный период для вступления в силу проекта акта для пересмотра или уточнения параметров соответствующих бюджетов в отношении как расходных обязательств Российской Федерации, так и в отношении расходных обязательств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.