Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по созданию системы ответственности сетевых организаций за несоблюдение индивидуальных показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы территориальных сетевых организаций (около 1500 организаций), гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций (около 1000 организаций), а также потребителей электрической энергии (более 300000 организаций).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 23 августа 2016 г. по 6 сентября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 28 сентября 2016 г. по 25 октября 2016 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/08-16/00053004).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, содержащие замечания и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в заключении и справке о проведении публичных консультаций (прилагается).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 547 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Вместе с тем, принимая во внимание, что предлагаемые проектом акта нормы будут применяться в качестве эксперимента, представляется целесообразным при подведении итогов эксперимента учитывать нормы действующего законодательства при установлении ответственности сторон за нарушение предлагаемых обязательств.
2. Согласно пунктам 33 и 34 проекта акта при осуществлении сетевой организацией снижения стоимости услуг по передаче электрической энергии ежегодный суммарный размер снижения одному потребителю не может превышать 1 000 и 5 000 рублей (в зависимости от установленных требований). При этом на практике возможны случаи превышения затрат, понесенных потребителем на установку соответствующих приборов, над ограниченным размером ежегодного суммарного размера снижения стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, существует риск недостижения проектом акта заявленной цели.
3. Согласно пункту 19 проекта акта в случае обнаружения факта нарушения индивидуальных показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии сетевая организация предпринимает действия, направленные на устранение нарушений. При этом указанная норма не устанавливает, какие именно действия и в какие сроки должна предпринять сетевая организация для устранения нарушений, а также какому органу будут предоставлены полномочия по контролю за осуществлением данных действий.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать указанный пункт проекта акта в соответствующей части.
4. Согласно пункту 30.2 проекта акта в случае нарушения индивидуального показателя качества электрической энергии в части нарушения перенапряжения сетевая организация за каждый факт нарушения показателя осуществляет снижение стоимости услуг по передаче электрической энергии в размере 5 процентов от среднегодовой стоимости услуг по передаче. При этом представляется целесообразным уточнить временной период снижения стоимости услуг по передаче электроэнергии.
5. Абзацем пятым пункта 10 проекта акта устанавливается обязанность гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), смежной сетевой организации незамедлительно передавать обращение потребителя о нарушении электроснабжения или нарушении индивидуального показателя качества электроэнергии в адрес сетевой организации, к которой присоединен потребитель. При этом регистрация обращения потребителя осуществляется только в сетевой организации, к которой присоединен потребитель.
Таким образом, представляется целесообразным установить в проекте акта обязанность по регистрации обращения, в том числе в случае обращения потребителя к гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации), смежной сетевой организации.
6. Пунктом 5 проекта акта устанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению реализации эксперимента. При этом новыми полномочиями предусматривается контроль за исполнением требований проекта акта, обеспечение взаимодействия гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, сетевых организаций, потребителей, информационное сопровождение и продвижение экспериментального проекта, а также ежемесячное составление отчета и направление его в Минэнерго России.
Выполнение данных полномочий неизбежно повлечет ряд затрат государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К ним можно отнести как трудозатраты действующих сотрудников, так и возможную необходимость увеличения штата государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также сопутствующие материальные затраты (выезд на место при исполнении контрольных функций, проведение мероприятий для обеспечения взаимодействия организаций, затраты на канцелярские принадлежности).
Вместе с тем в разделе 8 сводного отчета отсутствует указание на новые полномочия государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и расчет возможных затрат таких органов.
Кроме того, обращаем внимание на необходимость проработки замечаний и предложений, изложенных в справке о проведении публичных консультаций, с целью их возможного учета при доработке проекта акта.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 17 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.