Минэкономразвития России в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), проведена оценка регулирующего воздействия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), по результатам которой сообщается следующее.
Проект акта разработан в целях устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании, а также уточнения терминологии, используемой в рамках инвестиционного проекта, расширения требований к инвестиционной декларации, предусмотренных частью 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта проведены в сроки с 19 октября 2016 г. по 1 ноября 2016 г., а также текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 2 ноября 2016 г. по 11 января 2017 г. посредством их размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/56104 (ID проекта: 02/04/10-16/00056104). По итогам публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта, текста проекта акта и сводного отчета замечания и предложения не поступали.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 7 по 13 февраля 2017 г. были проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с представителями предпринимательского сообщества и субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. По результатам публичных консультаций были получены положительный отзыв от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также замечания и предложения от Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", которые приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Иные участники публичных консультаций позицию по проекту акта не представили.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проект акта был доработан. Из проекта акта были исключены положения, предусматривающие обязанность участника свободной экономической зоны (лица, утратившего статус участника свободной экономической зоны) в случае прекращения действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда, а также в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, уплатить налоговые, таможенные и иные обязательные платежи, не уплаченные им в связи с заключением такого договора и реализацией инвестиционного проекта с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне. Процедуры проведения оценки регулирующего воздействия соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта, а также с учетом информации, содержащейся в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона
Сводная таблица замечаний и предложений, представленных Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
1 |
В статье 1 проекта акта предлагается дополнить статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации пункт 2 подпунктом 36 следующего содержания "земельного участка, расположенного в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, участнику такой зоны в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации". Таким образом, с участником свободной экономической зоны, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предлагается заключать без проведения торгов. В то же время, в статье 2 предлагается внести в Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) следующее изменение: "дополнить статью 13 частью 7.1, в соответствии с которой устанавливаются критерии, которыми необходимо руководствоваться органу управления свободной экономической зоной при проведении оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта". Таким образом, устанавливается взаимосвязь между критериями, установленными частью 7.1 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ и возможностью участника свободной экономической зоны без проведения торгов получить в аренду земельный участок, расположенный на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Однако в то же самое время, отмечаем, что часть 7.1 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ не содержит конкретных критериев, на которые бы смогли ориентироваться предприниматели, желающие участниками свободной экономической зоны. Все критерии, указанные в проекте носят общий характер и, таким образом, позволяют должностным лицам органа управления свободной экономической зоной по своему собственному усмотрению оценивать представленные заявителем документов, что представляет собой коррупциогенный фактор. На основании вышеизложенного считаем необходимым изменить формулировку части 7.1 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ (в редакции проекта), либо принять соответствующий подзаконный нормативный правовой акт, который бы мог исчерпывающе конкретизировать критерии, либо закрепить результат, которого необходимо достичь предпринимателям, желающим стать участниками свободной экономической зоны. Закрепление в перечне критериев конкретных показателей, достижение которых позволит стать участников свободной экономической зоны, позволит не только избежать коррупциогенной составляющей, но и позволит предпринимателям иметь представление о том, каких конкретных результатов необходимо достичь, чтобы получить статус участника свободной экономической зоны. Примером НПА, в котором содержится подробный и конкретный перечень критериев, при соответствии которым предприниматели получают возможность заключить без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может служить постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1603 "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности в аренду без проведения торгов". |
В соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона N 377-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, предоставляются участнику свободной экономической зоны в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, если меньший срок не заявлен участником свободной экономической зоны. Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. Вместе с тем основания и порядок предоставления земельных участников участникам свободной экономической зоны для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в аренду без проведения торгов ЗК РФ не предусмотрены. При этом отмечаем, что ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, в частности, резидентам особых экономических зон и свободного порта Владивосток. Указанный законодательный пробел препятствует участникам свободной экономической зоны реализовать свое право на получение в аренду земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также создает правовую неопределенность при разработке органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления земельных участков участникам свободной экономической зоны в аренду без проведения торгов. В свою очередь, необходимость предоставления земельного участка участнику свободной экономической зоны в аренду для реализации инвестиционного проекта должна быть обоснована заявителем в инвестиционной декларации, которая предоставляется в соответствующий орган управления свободной экономической зоной по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 г. N 856. С 1 января 2017 года лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, обязано заполнить раздел III формы инвестиционной декларации, содержащий технический план инвестиционного проекта. В указанном разделе заявителем обосновывается, в том числе, необходимость предоставления земельных участков для реализации инвестиционного проекта, а также указываются сведения о характеристиках земельных участков, предполагаемых к использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта. Также отмечаем, что Департаментом доработана редакция подпункта "г" пункта 3 статьи 2 законопроекта, согласно которой критерии и методика оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Соответствующий нормативный правовой акт Минэкономразвития России будет издан в установленном порядке после принятия законопроекта. В этой связи полагаем, что разработка отдельного нормативного правового акта, предусматривающего критерии для предоставления участнику свободной экономической зоны земельного участка в аренду без проведения торгов не требуется. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.