Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации заключения, необходимые для осуществления юридически значимых действий в отношении наименования места происхождения товара, а также осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара"
(подготовлен Роспатентом 14.03.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации заключения, необходимые для осуществления юридически значимых действий в отношении наименования места происхождения товара, а также осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара" (Проект постановления) подготовлен во исполнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации (Кодекс), регулирующих правоотношения, связанные с правовой охраной наименований мест происхождения товаров (НМПТ).
Действующее постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" (постановление N 481) предусматривает выдачу уполномоченными органами заключений, указанных в пункте 5 статьи 1522 Кодекса. При этом заключения, предусмотренные пунктом 2 статьи 1531 и пунктом 2 статьи 1532 Кодекса, не указаны в постановлении N481, что является основанием для уполномоченных органов для отказа в выдаче таких заключений. Вместе с тем, как представляется, упомянутые в пункте 2 статьи 1531 и пункте 2 статьи 1532 Кодекса, заключения также выдаются уполномоченным органом, указанным в пункте 5 статьи 1522 Кодекса.
С учетом изложенного, Проектом постановления определены федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченные выдавать заключения, прилагаемые к заявке на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое наименование (пункт 5 статьи 1522 Кодекса), заявлению о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ (пункте 2 статьи 1531 Кодекса), заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ (пункт 5 статьи 1522 Кодекса), заявлению о государственной регистрации перехода исключительного права на НМПТ без договора и заявлению о внесении изменений в описание особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ (пункт 2 статьи 1532 Кодекса) (Заключения) с указанием товаров, в отношении которых такие Заключения могут быть выданы соответствующим ФОИВ.
Расширение перечня товаров, в отношении которых ФОИВ уполномочены выдавать Заключения, по сравнению с действующим регулированием обосновано имеющейся правоприменительной практикой.
Отсутствие определенного товара среди товаров, в отношении которых могут выдаваться Заключения, влечет невозможность выдачи в отношении него Заключений и, как следствие, отсутствие правовых оснований для принятия Роспатентом положительных решений по результатам рассмотрения заявок (заявлений), к которым такие Заключения должны прилагаться.
Например, отсутствие Заключений повлекло принятие решений об отказе в регистрации по заявкам N 2008708262 "Павловская керамика" (кирпич керамический лицевой), N 2008718239 "Грязь озера Ульжай" (иловая лечебная грязь) и N 2009715014 "Тамбукан" (лечебная грязь).
Также невозможность получения Заключения повлекла принятие решения об отказе в продлении срока действия исключительного права на НМПТ "Коелгинский мрамор" (государственная регистрация N 6).
В связи с изложенным, Проектом предусмотрена возможность выдачи Заключений также в отношении лечебных грязей, изделий из мрамора и керамики.
Согласно Федеральному закону от 23 февраля 1995 г. N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебные грязи относятся к категории природных лечебных ресурсов.
В связи с этим, как представляется, полномочие по выдаче Заключений в отношении лечебных грязей может быть возложено на Министерство здравоохранения Российской Федерации*(1).
Для раскрытия понятия "изделий из мрамора и керамики" следует руководствоваться следующим.
В соответствии с ГОСТ 2.101-68 "Единая система конструкторской документации" под изделием понимается любой предмет, подлежащий изготовлению на предприятии. Таким образом, под "изделиями из мрамора и керамики" понимаются изготовленные на предприятии предметы из мрамора и керамики.
Как представляется, полномочие по выдаче Заключений в отношении изделий из мрамора и керамики может быть возложено на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, так как в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации к его функциям относятся, в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного комплекса, а также в области народных художественных промыслов.
Также в проекте Постановления предлагается скорректировать перечень товаров, в отношении которых выдает заключение Минсельхоз России, для обеспечения однозначного понимания категории товаров. Предлагается позицию "товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов" изложить следующим образом: "рыбы и морских продуктов и товаров, вырабатываемых из них".
На ФОИВ, уполномоченные выдавать Заключения, в соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 1522 Кодекса возлагается обеспечение осуществления контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 481 "О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара", а также акты Правительства Российской Федерации и их отдельные положения, предусматривающие внесение в него изменений, в соответствии с Проектом постановления признаются утратившими силу.
Принятие Проекта постановления будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации права хозяйствующих субъектов осуществлять регистрацию НМПТ и приобретать исключительное право на ранее зарегистрированное НМПТ, а также способствовать повышению доступности государственных услуг в сфере правовой охраны НМПТ.
Принятие Проекта постановления не повлечет за собой необходимость дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Проект постановления непосредственно не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.