Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-социальной экспертизы"
(подготовлен Минтрудом России 22.03.2017 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-социальной экспертизы" (далее - законопроект) предусмотрено закрепление на законодательном уровне следующих правовых норм:
1) отнесению к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов функции по определению порядка установления причин инвалидности;
2) возложение на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы дополнительной функции по определению степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, на Правительство Российской Федерации полномочий по утверждению порядка определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, и на Минтруд России полномочий по разработке и утверждению критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством;
3) использование при проведении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" и установление общих к ней требований;
4) обязательность представления юридическим лицом любой организационно-правовой формы (в том числе иностранной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающей граждан Российской Федерации) либо физическим лицом, нанимающим лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в учреждения медико-социальной экспертизы карту специальной оценки условий труда на рабочем месте (рабочих местах) застрахованного или заключение органа государственной экспертизы условий труда о фактических условиях труда на рабочем месте.
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена следующим.
1. В настоящее время на законодательном уровне полномочия по разработке и утверждению порядка установления причин инвалидности не закреплены за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
2. Также, в настоящее время на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возложено определение степени утраты профессиональной трудоспособности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 789 утвержден Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Инвалиды, получившие повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, не могут осуществить свое право на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и получение гарантированных государством экономических мер, обеспечивающих условия для преодоления ограничений их жизнедеятельности иначе, чем через обращения в суд.
Согласно представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации об устранении нарушений федерального законодательства в деятельности Минтруда России, вопреки части 1 статьи 7, пункта 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", а также пункту 5.1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Минтрудом России не разработан порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве.
Поскольку повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, могут получить инвалиды, не имеющие профессии, например, дети, лица, длительно не работающие и утратившие профессиональные навыки, им актуально установление степени утраты общей трудоспособности.
В связи с этим законопроектом предусмотрено возложение на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы дополнительной функции по определению степени утраты общей трудоспособности. Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия на установление порядка определения учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, и предоставление Минтруду России полномочий на разработку и утверждение критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством.
В отсутствие этой функции у учреждений медико-социальной экспертизы, инвалиды, прошедшие медико-социальную экспертизу, у которых будет выявлено отсутствие профессиональной трудоспособности, будут вынуждены обращаться в судебные органы для направления на судебную экспертизу для установления степени утраты общей трудоспособности, что удлинит и усложнит их маршрут для получения возмещения вреда. Кроме того, это поставит указанную категорию граждан в неравные условия на возмещение вреда по отношению к инвалидам, имеющим профессиональную трудоспособность, при равных обстоятельствах получения повреждения здоровья вследствие несчастных случаев, не связанных с производством.
Так, по экспертным оценкам с учетом сведений государственной статистики, ежегодно признается инвалидами лиц, которые бы могли претендовать на определение процентов утраты общей трудоспособности около 15 тысяч человек.
По данным сайта http://www.1gai.ru в 2014 году зафиксировано 199 720 аварий, 251 785 человек получили ранения, в 2015 году зафиксировано 184 000 аварий, 231 197 человек получили ранения, таким образом эти лица могут потенциально претендовать на определение общей утраты трудоспособности.
Принимая во внимание данную экспертную оценку, обращения граждан в учреждения медико-социальной экспертизы для установления степени утраты общей трудоспособности инвалидами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев, не связанных с производством, не приведет к значимому увеличению нагрузки на учреждения медико-социальной экспертизы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
3. В целях предоставления гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы в электронной форме создана и внедрена в практику деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы федеральная государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы". Данная информационная система прошла государственную регистрацию и внесена в реестр программ для электронно-вычислительных машин, регистрационный N 2013661365 от 06.12.2013. Указанная информационная система позволяет накапливать банк данных об инвалидах, прошедших медико-социальную экспертизу, а также осуществлять взаимодействие с другими информационными системами, в том числе в целях формирования федерального реестра инвалидов, предусмотренного Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В настоящее время указанная система используется в работе учреждений медико-социальной экспертизы и имеющиеся в ней сведения являются первичным основанием для включения сведений об инвалиде в федеральный реестр инвалидов.
Представление сведений об установлении инвалидности для размещения в информационной системе осуществляется в режиме реального времени при внесении информации об установлении инвалидности в государственную информационную систему "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" учреждениями медико-социальной экспертизы.
В связи с этим необходимо установить в Федеральном законе 181-ФЗ легитимность применения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы информационной системы и состав размещаемых в ней сведений.
4) Поправки в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" направлены на приведение норм данного федерального закона в соответствие с положениями статьи 216.1. Трудового кодекса Российской Федерации и федерального закона от 25 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Нормы законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.