Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
(подготовлен Минпромторгом России 22.03.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" разработан в целях наделения Минпромторга России полномочиями по согласованию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальных схем в области обращения с отходами (далее - региональные программы, территориальные схемы соответственно), а также установления возможности предоставления из федерального бюджета субсидий, в том числе юридическим лицам, из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами.
Отмечаем, что в настоящее время региональные программы и территориальные схемы подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункты 4 статей 13.2 и 13.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Росприроднадзор согласовывает через свои территориальные органы региональные программы и территориальные схемы. При этом Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Таким образом, региональные программы и территориальные схемы рассматриваются Росприроднадзором с точки зрения соблюдения требований экологической безопасности; оценка технологических решений при выборе направлений утилизации отходов не проводится.
Вместе с тем приоритетной задачей при переработке отходов является получение вторичных материальных и энергетических ресурсов, которые могут быть использованы в других технологических процессах.
Поскольку территориальные схемы являются основой для разработки и реализации региональных программ, получается замкнутая система (описание текущей ситуации по обращению с отходами - разработка мероприятий по строительству отходоперерабатывающих комплексов - государственная поддержка их реализации - контроль показателей после внедрения), для эффективного функционирования которой необходимо участие Минпромторга России на всех этапах как уполномоченного органа Российской Федерации в сфере промышленной политики.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями, импортерами таких товаров, путем уплаты экологического сбора, а также для:
- строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;
- разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;
- софинансирования региональных программ в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.
Учитывая изложенное, софинансирование региональных программ, планируемое к осуществлению согласно пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации, не охватывает всех приоритетных направлений расходования средств, поступивших от уплаты экологического сбора.
В связи с этим предлагается пункт 10 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" дополнить положением, устанавливающим возможность предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.