Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об осуществлении контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 17 сентября 2015 г. N АД-П9-6356.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью предлагаемого регулирования является усиление публичности и открытости деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В комплекте документов, направленных разработчиком письмом от 11 февраля 2016 г. N ВК/7866/16 в адрес Минэкономразвития России, сводка предложений не представлена. Таким образом, разработчиком был нарушен пункт 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия. В соответствии с пунктом 29 правил проведения оценки регулирующего воздействия вышеизложенный факт может быть основанием для возврата проекта акта на доработку.
Учитывая изложенное, обращаем внимание на недопустимость нарушения в дальнейшем положений правил проведения оценки регулирующего воздействия.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 20 октября 2015 г. по 9 ноября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 12 ноября 2015 г. по 23 ноября 2015 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта: 02/07/10-15/00041115).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 18 по 24 февраля 2016 г. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате проведения публичных консультаций, замечаний и предложений от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности получено не было.
Вместе с тем с учетом представленной информации по проекту акта Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний:
1. Пунктом I проекта акта вносится дополнение в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" в части осуществления ФАС России контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями.
Вместе с тем согласно части 14 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190) государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 15 статьи 7 Федерального закона N 190 государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
На основании статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, учитывая противоречие предлагаемого регулирования вышеуказанным законодательным нормам, представляется целесообразным исключить положение данного пункта из редакции проекта акта.
2. Подпунктом 1 пункта II проекта акта вносится изменение в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Постановление N 570), наделяющее ФАС России полномочием по осуществлению государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями. В соответствии с замечанием 1 настоящего заключения ФАС России в рамках своих полномочий не может осуществлять государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
Таким образом, представляется целесообразным исключить положение подпункта 1 пункта II из редакции проекта акта.
3. Подпунктом 2 пункта II проекта акта предлагается дополнить Постановление N 570 положением, в соответствии с которым ФАС России должен утвердить в 3-месячный срок административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в пределах своих полномочий за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями. Однако в соответствии с замечанием 1 настоящего заключения ФАС России в рамках своих полномочий не может утверждать такой административный регламент.
Таким образом, представляется целесообразным исключить положение подпункта 2 пункта II из редакции проекта акта.
4. Подпунктами 1 и 2 пункта III проекта акта вносятся дополнения в пункт 20 Постановления N 570, согласно которым информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации должна содержать сведения о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации, а также информацию об основаниях введения ограничения режима тепловой энергии, в случаях, предусмотренных пунктами 70 и 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации). Такая информация в соответствии с предлагаемым разработчиком регулированием подлежит опубликованию на официальном сайте теплосетевой и теплоснабжающей организации, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с тем, согласно пункту 29 Постановления N 570 информация, указанная в пунктах 19 - 21, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Таким образом, подпункты 1 и 2 пункта III проекта акта нуждаются в доработке в соответствии с пунктом 29 Постановления N 570, либо проект акта требуется дополнить нормами, изменяющими положения пункта 29 указанного постановления.
5. Абзацем 3 подпункта 3 пункта III проекта акта устанавливается, что информация о существенных условиях договора тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренных пунктами 45-53 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, подлежит опубликованию на официальном сайте теплоснабжающей организации, ежегодно, до 1 марта.
5.1 Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на то, что информация о существенных условиях такого договора содержится в пунктах 46 и 51 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, а не в указанных в проекте акта пунктах.
5.2 Следует отметить, что положения абзацев 2, 3, 4 подпункта 3 пункта III в части сроков опубликования на официальном сайте информации противоречат пункту 28 Постановления N 570, согласно которому информация, указанная в пунктах 16, 24 и 25, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
Таким образом, Минэкономразвития России считает целесообразным доработать подпункт 3 пункта III проекта акта в соответствии с указанными замечаниями.
6. Кроме того, абзацем 4 подпункта 3 пункта III проекта акта устанавливается, что информация о существенных условиях договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных частью 4 статьи 17 Федерального закона N 190 подлежит опубликованию на официальном сайте теплоснабжающей организации, ежегодно, до 1 марта. Однако раскрытие информации, указанной в некоторых положениях части 4 статьи 17, требует дополнительного обоснования, например, в части порядка согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также в части иных существенных условий, установленных Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации.
7. Обращаем внимание разработчика на юридико-техническое замечание, а именно на то, что содержание норм проекта акта не соответствует наименованию "Об осуществлении контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями", в связи с чем представляется целесообразным изменить наименование проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.