Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке уничтожения товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота" (далее - проект акта, Положение об уничтожении), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 по 16 ноября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 29 декабря 2015 г. по 10 марта 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/11-15/00041830). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения о причинах отклонения представленных Росимуществом в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 21 по 26 апреля 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых поступили позиции Ассоциации компаний розничной торговли, компании "Снежная королева" о поддержании проектируемого регулирования.
Проектом акта определяется порядок уничтожения "товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота".
Обращаем внимание, что в настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения" (постановление N 180). Порядок уничтожения указанной в постановлении N 180 продукции определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено".
1. Обращаем внимание на положения проекта акта, препятствующие достижению заявленных целей.
1.1. Разработчиком вводятся определения понятий товары легкой промышленности", "текстильное изделие", "кожаное изделие", "меховое изделие", "швейное изделие", "обувь", содержащие неопределенные положения, что может привести к возможности усмотрения со стороны контролирующих органов, а также затруднениям правоприменения.
Обращаем внимание, что в настоящее время на территории Евразийского экономического союза действуют технические регламенты Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011)", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011)", которыми определен перечень продукции, относящейся к продукции легкой промышленности, а также перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение указанных технических регламентов, которыми в том числе определены отдельные виды продукции легкой промышленности. Считаем необходимым использовать в проекте акта терминологию указанных технических регламентов.
1.2. Под "товарами легкой промышленности, изъятыми из незаконного оборота" понимаются "незаконно произведенные, оборачиваемые на территории Российской Федерации и/или ввезенные на территорию Российской Федерации товары легкой промышленности, в том числе контрафактные и фальсифицированные товары легкой промышленности, изъятые в установленном порядке уполномоченными органами при проведении контрольных мероприятий".
Остаются неясными понятия "незаконно произведенные товары легкой промышленности", "оборачиваемые на территории Российской Федерации товары легкой промышленности", "контрафактные товары легкой промышленности", "фальсифицированные товары легкой промышленности". Не ясным остается "установленный порядок" изъятия уполномоченными органами указанных видов "товаров легкой промышленности".
1.3. Согласно проектируемому примечанию к пункту 2 Положения об уничтожении "товары легкой промышленности, находящиеся в незаконном обороте, устанавливаются исходя из определения незаконного оборота промышленной продукции, определенного Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ). Обращаем внимание, что Закон N 488-ФЗ не содержит определения понятия "незаконный оборот промышленной продукции".
2. Согласно пункту 4 Положения об уничтожении "товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота, подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей природной среды и о техническом регулировании". Считаем необходимым установить отсылочные нормы на конкретные нормативные правовые акты, определяющие указанные требования к уничтожению "товаров легкой промышленности".
3. Согласно пункту 6 Положения об уничтожении расходы, связанные с организацией уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности возмещаются их владельцем.
Обращаем внимание на отсутствие порядка возмещения владельцем продукции расходов по ее уничтожению. Считаем необходимым определить такой порядок в проекте акта.
4. Остается неясным порядок возмещения затрат по уничтожению, а также стоимости уничтоженной продукции при принятии оправдательного решения судом высшей инстанции.
5. Остается неясным срок хранения акта об уничтожении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (его территориальных органах).
6. Представляется недостаточным обоснование необходимости разработки проекта акта, определенное в сводном отчете.
6.4. Согласно данным сводного отчета проект акта разработан "в целях реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (пункт 1.5 сводного отчета) (далее - проект акта N 1, проект акта N 2). Обращаем внимание, что речь идет о проектах нормативных правовых актов (ID проекта акта N 1 - 02/04/12-15/00043098, ID проекта акта N 2 - 02/04/11-15/00041826). Таким образом, проект акта разработан в целях реализации проектов указанных актов.
Между тем согласно пункту 3.2.2 приказа Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" (далее - приказ N 290) если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в сводном отчете со ссылкой на статьи и пункты соответствующего акта.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это также прямо указывается в сводном отчете.
Раздел 1 сводного отчета не содержит информации об инициативном характере разработки проекта акта.
6.5. Пунктом 3.1 сводного отчета определена следующая проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: "в настоящее время в действующем законодательстве действуют нормы, позволяющие реализовывать или утилизировать изъятые из незаконного оборота товары. В случае реализации изъятых товаров не исключена возможность коррупционных проявлений, при которых лица, у которых был конфискован товар, могут повторно приобретать изъятые у них товары по сниженным ценам, а утилизация сопряжена со значительными финансовыми затратами бюджета".
В пунктах 3.2-3.3 сводного отчета разработчиком приводятся оценочные данные об объеме незаконного оборота продукции легкой промышленности, информация о размере "неучтенной розничной торговли" (290 млрд. руб.), доля поставщиков, использующих схемы "серого" импорта, доля продукции, реализуемой с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Между тем, разработчиком не представлено обоснований связи "возможности коррупционных проявлений, при которых лица, у которых был конфискован товар, могут повторно приобретать изъятые у них товары по сниженным ценам" с представленным объемом незаконного оборота продукции легкой промышленности. Представляется, что указанные объемы незаконного оборота продукции легкой промышленности, "серого" импорта, а также данные о широком нарушении прав интеллектуальной собственности могут быть связаны с иными причинами, не рассматриваемыми разработчиком, в том числе значительным объемом контрабанды, а также нелегального производства продукции легкой промышленности на территории Российской Федерации с использованием рабочей силы мигрантов и т.п.
Согласно пункту 3.4.7 приказа N 290 в ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
Обращаем внимание, что разработчиком такого обоснования проектируемого регулирования в пункте 3.4 сводного отчета не представлено.
6.6. Раздел 4 сводного отчета в части международного опыта в соответствующих сферах (в части борьбы с незаконным оборотом продукции легкой промышленности) разработчиком не заполнен.
6.7. В соответствии с пунктом 5.3 сводного отчета в части обоснования соответствия целей правового регулирования принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработчиком указано следующее: "цель предлагаемого проектом постановления регулирования соответствует общим принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации".
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.6.3 приказа N 290 при указании на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
6.8. Разработчиком не представлено данных об оценке количества участников отношений, интересы которых будут затронуты проектируемым регулированием "в связи с отсутствием источников необходимых данных". Представляется, что при осуществлении государственного регулирования и определении новых мер воздействия необходимо понимать порядок цифр, характеризующий количество хозяйствующих субъектов, подпадающих под такое регулирование.
6.9. Обращаем внимание, что процедура оценки регулирующего воздействия проектов актов (проектов поправок, проектов решений) осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием. Методология проведения оценки регулирующего воздействия и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.