В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2008, N 24, ст. 2801; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст.4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 16, ст. 1917; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011, N 6, ст. 888; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611, N 26, ст. 3900; N 35, ст. 4981; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; N 28, ст. 4741; N 33, ст. 5188; N 35, ст. 5349; N 47, ст. 6650; N 49, ст. 6909, ст. 6910) приказываю:
утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок.
Министр |
А.Н. Ткачев |
Приложение
к приказу Минсельхоза России
от N
Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок
I. Область применения
1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни норок (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов алеутской болезни, организации и проведению мероприятий по ликвидации алеутской болезни, предотвращению ее возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), из перечня, утвержденного актом, составляющим право Евразийского экономического союза, и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
II. Общая характеристика алеутской болезни норок
2. Алеутская болезнь норок (далее - АБН) - контагиозная вирусная болезнь, поражающая норок и хорьков (далее - восприимчивые животные), характеризующаяся медленным развитием инфекционного процесса и пожизненной виремией. Проявляется апатией, сонливостью, исхуданием, лихорадкой, прогрессирующей анемией, кровоточивостью слизистых оболочек ротовой полости, жаждой, диареей (фекалии приобретают дегтеобразный цвет и консистенцию), артериитами, гепатитами, абортами или гибелью новорожденных, тяжелыми пневмониями у щенков с летальным исходом. Медленное прогрессирующее развитие болезни у взрослых восприимчивых животных приводит к летальному исходу как правило в течение периода от 2 месяцев до 2 лет. Смерть наступает от почечной недостаточности, кровотечения, вторичных инфекций.
Инкубационный период колеблется от 30 дней до 2 лет.
3. Возбудитель болезни - ДНК - содержащий вирус, относящийся к роду Amdoparvovirus, семейству Parvoviridae, виду Carnivore amdoparvovirus 1, (далее - возбудитель, вирус соответственно).
4. Источником возбудителя инфекции являются больные восприимчивые животные. Вирус выделяется со слюной, мочой и фекалиями больных восприимчивых животных.
Заражение происходит алиментарным путем, аэрогенно или через кровь (при покусах и травмах во время ловли, при проведении массовых обработок и т.д.).
Факторами передачи являются инфицированные вирусом корма, вода, места содержания восприимчивых животных, предметы ухода и спецодежда обслуживающего персонала.
III. Профилактические мероприятия
5. В целях предотвращения возникновения и распространения АБН физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны:
соблюдать ветеринарные правила восприимчивых животных в целях воспроизводства, выращивания и реализации;
не допускать загрязнения окружающей среды отходами звероводства;
предоставлять по требованиям специалистов органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
в течение 24 часов извещать специалистов госветслужбы обо всех случаях внезапного падежа или одновременного заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание (прогрессирующее истощение, угнетенное состояние, отказ от корма, повышенная жажда, наличие кровоточивости слизистых оболочек ротовой полости);
до прибытия специалистов госветслужбы принять меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также всех восприимчивых животных, контактировавших с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, обеспечить изоляцию трупов павших животных;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном, крестьянском (фермерском) хозяйстве, на звероводческой ферме индивидуального предпринимателя, в учреждениях и организациях и их обособленных подразделениях (далее - хозяйства) противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по АБН в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508);
обеспечить проведение предусмотренных Правилами ограничительных (карантинных) мероприятий по предупреждению заболевания АБН.
6. В целях предотвращения заноса возбудителя на территорию Российской Федерации запрещается ввозить восприимчивых животных, генетический материал и продукцию от них, корма и кормовые добавки для восприимчивых животных из стран, неблагополучных по АБН либо свободных от АБН менее 36 месяцев.
IV. Мероприятия при подозрении на АБН
7. Основаниями для подозрения на возникновение в хозяйстве заболевания АБН являются:
наличие клинических признаков, характерных для АБН, перечисленных в пункте 2 Правил;
наличие контактов между хозяйством - предполагаемым эпизоотическим очагом АБН и хозяйством, где в течение последних 36 месяцев регистрировалась АБН;
выявление АБН в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные, в течение 36 месяцев после осуществления их ввоза;
выявление при вскрытии павших восприимчивых животных патологоанатомических изменений, характерных для АБН.
8. При возникновении подозрения на АБН физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны:
в течение 24 часов сообщить (в устной или письменной форме) о подозрении на АБН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения;
содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического (патологического) материала от павших восприимчивых животных и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр) органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АБН (далее - лаборатория);
до прибытия специалиста госветслужбы и его решения о дальнейших действиях в отношении павших и живых восприимчивых животных изолировать подозреваемых в заболевании и контактировавших с ними восприимчивых животных, а также трупы павших восприимчивых животных*;
до получения результатов диагностических исследований на АБН:
- прекратить убой и реализацию восприимчивых животных и продуктов их убоя, а также вывоз и реализацию кормов для восприимчивых животных;
- прекратить все перегруппировки восприимчивых животных;
- запретить посещение хозяйств физическими лицами, кроме персонала, обслуживающего восприимчивых животных и специалистов госветслужбы;
- предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) у них восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 дней;
- обеспечить исключение возможности контакта персонала, обслуживающего подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, с другими восприимчивыми животными, содержащимися в хозяйстве, и обслуживающим их персоналом;
- обеспечить дезинфекцию транспорта при въезде на территорию и выезде с территории предполагаемого эпизоотического очага АБН;
- оборудовать и поддерживать в рабочем состоянии дезбарьеры на входе и въезде на территорию предполагаемого эпизоотического очага АБН, обеспечивать постоянную дезобработку** и смену спецодежды и обуви персонала при входе и выходе с территории предполагаемого эпизоотического очага АБН.
9. При возникновении подозрения на АБН на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов:
в течение 24 часов сообщают (в устной или письменной форме) о подозрении на заболевание АБН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственного ему учреждения (подразделения);
осуществляют отбор проб биологического материала от больных и подозреваемых в заболевании восприимчивых животных и патологического материала от трупов павших восприимчивых животных и обеспечивают их направление в лабораторию.
В случае невозможности осуществления отбора проб биологического и патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов оказывают содействие специалистам госветслужбы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в проведении отбора проб биологического материала от больных и подозреваемых в заболевании восприимчивых животных и патологического материала от трупов павших восприимчивых животных и направлении этих проб в лабораторию.
10. При лабораторном подтверждении заболевания восприимчивых животных АБН на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов при необходимости взаимодействуют с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) и специальной (чрезвычайной противоэпизоотической) комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления на подведомственных объектах действий, изложенных в пунктах 8, 19, 23, 26, 31, 37, 38 Правил.
11. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) в течение 24 часов после получения указанной в пункте 8 Правил информации о подозрении на АБН:
выезжает на место предполагаемого эпизоотического очага АБН (территории, на которой физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, осуществляют их содержание):
определяет границы предполагаемого эпизоотического очага АБН с учетом эпизоотической ситуации;
определяет наличие возможных инфицированных объектов (производственных объектов, на которых осуществляются процессы убоя восприимчивых животных, объектов по хранению продукции звероводства (складов, холодильников), магазинов, рынков, технологического оборудования и транспорта, мест обнаружения трупов павших восприимчивых животных или их частей с изменениями, характерными для АБН);
определяет вероятные источники и пути заноса возбудителя, а также возможные пути его распространения;
осуществляет отбор проб биологического материала от больных и подозреваемых в заболевании восприимчивых животных и патологического материала от трупов павших восприимчивых животных и направление указанных проб в лабораторию.
12. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пункте 8 Правил, сообщает о подозрении на заболевание восприимчивых животных АБН и принятых мерах руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, который сообщает руководителям органов исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии.
13. Должностное лицо учреждения (подразделения), подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пункте 8 Правил, информирует о подозрении на заболевание АБН руководителя органа местного самоуправления, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг АБН.
14. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения):
любым доступным способом информирует население муниципального образования, на территории которого возник предполагаемый эпизоотический очаг АБН, о возникновении предполагаемого эпизоотического очага АБН физических и юридических лиц, являющихся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, о требованиях Правил;
уточняет:
- количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории муниципального образования;
- места и порядок уничтожения трупов восприимчивых животных на территории муниципального образования.
15. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации (уведомления) о возникновении подозрения на АБН, появлении угрозы возникновения и (или) распространения на территории субъекта Российской Федерации АБН в течение 24 часов обеспечивает направление в населенный пункт (местность), где расположен предполагаемый эпизоотический очаг АБН, специалистов госветслужбы для:
- клинического осмотра восприимчивых животных и проведения обследования предполагаемого эпизоотического очага АБН;
- уточнения вероятных источников, путей и предположительного времени заноса возбудителя АБН;
- уточнения границ предполагаемого эпизоотического очага АБН и возможных путей распространения АБН, в том числе, с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) продукцией пушного звероводства в период не менее 30 дней до даты возникновения заболевания АБН;
- организации проведения комплекса мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации АБН в случае подтверждения подозрения на заболевание АБН (установления диагноза АБН).
16. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после подтверждения информации об угрозе возникновения и распространения на территории субъекта Российской Федерации АБН направляет в письменной форме информацию о подозрении на возникновение АБН на подведомственной территории руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
17. В случае, если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз АБН не был подтвержден, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
18. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) информирует о неподтверждении диагноза на АБН физических и юридических лиц - собственников (владельцев) восприимчивых животных, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные объекты по содержанию восприимчивых животных (хозяйства), органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого возникло подозрение на АБН, и граничащих с ним муниципальных образований в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.
V. Диагностические мероприятия
19. При возникновении подозрения на АБН (на основании эпизоотологических, клинических, патологоанатомических данных) проводится отбор проб для проведения лабораторных исследований.
Отбор проб осуществляет должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения).
На объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, отбор проб осуществляют специалисты ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов и подведомственных им организаций.
В случае невозможности осуществления отбора проб биологического и патологического материала должностные лица органов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, оказывают содействие специалистам госветслужбы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в проведении отбора проб патологического и биологического материала и направлении этих проб в лабораторию.
20. Отбор проб для проведения диагностических исследований на АБН осуществляется в следующем порядке:
в случае, если подозрение на заболевание АБН возникло в изолированно содержащейся группе восприимчивых животных (или группе восприимчивых животных, для ухода за которыми используется одно и то же оборудование и (или) инвентарь) от 1 до 10 голов, пробы отбираются от каждого восприимчивого животного;
в случае, если подозрение на заболевание АБН возникло в группе восприимчивых животных, насчитывающей более 10 голов в шеде, пробы отбираются от 10 голов восприимчивых животных с клиническими признаками заболевания от каждого шеда, указанными в пункте 2 Правил.
Во всех случаях пробы крови и/или сыворотки крови для диагностических исследований на АБН отбираются от восприимчивых животных с клиническими признаками заболевания, указанными в пункте 2 Правил, а пробы патологического материала - от павших восприимчивых животных (не более 3-х голов) и абортированных плодов (при наличии).
21. Диагноз АБН устанавливается по результатам лабораторных исследований проб патологического (биологического) материала и пробы крови и/или сыворотки крови (выявление вируса или его генетического материала, или антител против возбудителя).
Для лабораторных исследований отбираются кусочки печени, селезенки, легких массой 5-10 г., фекалии. По возможности, в зависимости от размера восприимчивого животного, трупы, абортированные плоды направляются целыми в водонепроницаемой таре. Для прижизненной диагностики отбираются пробы сыворотки крови и/или крови (3-5 мл) с добавлением антикоагулянта.
Упаковка патологического (биологического) материала и его транспортирование должны обеспечивать сохранность патологического (биологического) материала и его пригодность для исследований в течение срока транспортировки от момента отбора до места исследования (пробы охлаждаются, а на период транспортирования помещаются в термос (контейнер) со льдом или охладителем.
Утечка (рассеивание) материала во внешнюю среду не допускается.
Контейнеры, пакеты, емкости с патологическим (биологическим) материалом и сопроводительным письмом упаковываются и опечатываются.
В сопроводительном письме указываются дата, время отбора проб, адрес места отбора проб, их перечень, основания для подозрения на АБН, адрес и контактные телефоны отправителя.
Пробы патологического (биологического) материала доставляются для исследований нарочным - специалистом госветслужбы. Запрещается пересылать пробы по почте или любым иным способом.
22. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после установления диагноза на АБН в письменной форме информирует руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и его территориальный орган, осуществляющий свою деятельность на территории, на которой расположен соответствующий объект, должностное лицо ветеринарной (ветеринарно-санитарной) службы федерального органа исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае, если положительный результат получен при исследовании проб патологического (биологического) материала, поступившего с объекта, подведомственного указанным органам), должностное лицо, направившее патологический (биологический) материал на исследования, о полученных результатах.
VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов АБН, а также на предотвращение распространения АБН
23. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении информации об установлении диагноза на АБН в течение 24 часов:
- направляет на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);
- направляет копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;
- в случае возникновения эпизоотического очага АБН на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти, имеющих объекты по содержанию восприимчивых животных (хозяйства), копия представления направляется также должностным лицам указанных органов или подведомственных им учреждений (подразделений);
- инициирует проведение заседания специальной (чрезвычайной противоэпизоотической) комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;
- разрабатывает проект правового акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направляет их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
- разрабатывает и утверждает план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага АБН и предотвращения распространения возбудителя болезни, направляет проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
24. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.
25. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть определены эпизоотический очаг (очаги) АБН, инфицированный объект (объекты), неблагополучный пункт (населенный пункт по административному делению (город, поселок, село, деревня, хутор и т.п.), на территории которого установлен эпизоотический очаг АБН) и указан перечень вводимых ограничительных мероприятий, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин).
26. Должностное лицо учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, информирует население муниципального образования и орган местного самоуправления муниципального образования о возникновении эпизоотического очага АБН.
27. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
28. В эпизоотическом очаге:
запрещается:
- посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага АБН, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом АБН;
- ввоз, вывоз, перемещение и перегруппировка восприимчивых животных;
- снятие шкурок с павших и убитых (с клиническими признаками АБН) восприимчивых животных;
- реализация восприимчивых животных, их туш и шкур;
- вывоз с территории эпизоотического очага АБН отходов звероводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании восприимчивых животных;
осуществляется:
- изоляция клинически больных восприимчивых животных;
- убой больных восприимчивых животных бескровным методом;
- оборудование дезковриков на входе (выходе) и дезбарьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
- организация смены одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага АБН (входе на территорию эпизоотического очага АБН); в случае невозможности смены одежды, обуви обеспечение дезобработки одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага АБН;
- дезобработка транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага АБН;
- проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага АБН безнадзорных животных;
Шкурки, полученные после убоя серопозитивных восприимчивых животных без проявления клинических признаков, подлежат обеззараживанию и вывозятся после отмены карантина.
Трупы павших и убитых восприимчивых животных, отходов звероводства, остатки кормов уничтожаются методом сжигания.
29. В неблагополучном пункте:
запрещается:
- вывоз и реализация живых восприимчивых животных;
- вывоз с территории неблагополучного пункта отходов звероводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании восприимчивых животных;
- проведение выставок пушных зверей.
30. Физические и юридические лица - собственники (владельцы) восприимчивых животных при установлении на территории их хозяйств эпизоотического очага АБН:
предоставляют специалистам госветслужбы сведения о численности восприимчивых животных, с указанием числа погибших восприимчивых животных за 30 дней, до принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина), а также сведения о реализации восприимчивых животных и продукции пушного звероводства в течение 30 дней до даты выявления АБН;
обеспечивают проведение мероприятий по обеззараживанию в соответствии с пунктом 31 Правил;
выделяют необходимое количество людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств и других материальных ресурсов, необходимых для ликвидации эпизоотического очага АБН.*
31. Обеззараживанию от возбудителя АБН в эпизоотическом очаге АБН подлежат: территории ферм, звероводческих комплексов, здания (помещения) по содержанию восприимчивых животных, все находящиеся на территории эпизоотического очага АБН звероводческие, вспомогательные и бытовые помещения, связанные с пребыванием в них персонала, обслуживающего восприимчивых животных, бойни, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, используемые для перевозки восприимчивых животных, навоза, кормов, сырья и продуктов животного происхождения, инвентарь и предметы ухода за восприимчивыми животными, одежда и обувь обслуживающего персонала, навоз и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могли контактировать восприимчивые животные или обслуживающий персонал, и которые могут быть фактором передачи возбудителя болезни здоровым восприимчивым животным.
32. Обеззараживание помещений, шедов, клеток и других мест, где содержались восприимчивые животные, проводится в три этапа: первый - сразу после изоляции и убоя клинически больных восприимчивых животных, второй - после проведения тщательной механической очистки, третий - перед отменой карантина.
Для дезинфекции звероводческих помещений, различного инвентаря, тары применяется один из дезинфицирующих растворов: 4%-ный горячий едкий натр, 3%-ная хлорная известь, 3%-ный нейтральный гипохлорит кальция, 1%-ный глутаровый альдегид, 5%-ный однохлористый йод, 2%-ные формалин (параформальдегид), хлорамин и другие разрешенные препараты с высокой вирулицидной активностью в отношении вируса АБН, в частности, биоциды группы альдегидов, третичные амины, четвертичные аммониевые соединения, комбинированные препараты на их основе, окислители (хлорсодержащие препараты).
Перед началом работ помещение освобождается от оборудования. Портящиеся под действием воды и дезинфицирующих растворов инфракрасные излучатели, датчики, пускатели и т.п. обтираются ветошью, смоченной в растворе дезраствора, или ватой, смоченной спиртом, и закрываются полиэтиленовой пленкой. Поверхности увлажняются одним из вышеперечисленных дезинфицирующих растворов из расчета 0,5 дм3/м2 с экспозицией не менее 6 часов (или согласно инструкции по их применению). Также используется сухая хлорная известь с содержанием не менее 25% активного хлора, которая равномерно посыпается по поверхности и заливается водой. Места, загрязненные жидкими выделениями восприимчивых животных, посыпаются опилками (торфом, сенной трухой и т.п.), смешанными с известью - пушонкой или хлорной известью, а каловые массы орошаются дезинфицирующим раствором. Затем с помощью скребка и струи воды убирается основная масса навоза, остатки корма и другие загрязнения, подвергаются обязательной мойке поверхности стен, полов, помещений, дверей, оборудования горячей водой с моющими средствами (2 - 3% сульфоната или кальцинированной соды или едкого натра и др.). Проводится дезинсекция, дезакаризация и дератизация. Трупы грызунов, собранные после дератизации сжигаются.
33. Для текущей (второй этап) дезинфекции звероводческих помещений, кормовых площадок, убойных пунктов и других объектов применяются перечисленные дезинфицирующие растворы из расчета 0,3 - 0,5 дм3/м2 (или согласно инструкции по их применению). В помещениях текущую дезинфекцию рекомендуется проводить методом орошения, в том числе с применением пенообразователей, если нет ограничения в инструкции по применению дезинфектанта.
34. Для заключительной (третий этап) дезинфекции звероводческих помещений, кормовых площадок, убойных пунктов и других объектов методом орошения применяются растворы перечисленных дезинфектантов из расчета 1 дм3 на 1 м2 поверхности (или согласно инструкции по их применению) и экспозицией не менее трех часов.
Перед проведением заключительной дезинфекции аэрозолями обеспечивается температура воздуха в помещении не менее 12 °C и относительная влажность не менее 60%. При недостаточной влажности воздуха предварительно распыляется вода из расчета 10 см3/м3. Обработанное помещение закрывается и выдерживается согласно инструкции по применению препарата.
Обеззараживание инфицированной вирусом АБН поверхности земли, включая места падежа или вынужденного убоя (вскрытия трупов) восприимчивых животных, проводится путем равномерного посыпания сухой хлорной известью с содержанием не менее 25% активного хлора из расчета 2 кг на 1 м2 площади с последующим увлажнением из расчета не менее 10 л воды на 1 м2. Через 24 часа слой почвы в 10 - 15 см снимается и закапывается в специально вырытую земляную траншею на глубину не менее 2 м. Дно образовавшегося углубления повторно равномерно посыпается хлорной известью, засыпается свежим грунтом с последующим увлажнением водой. Место захоронения грунта, контаминированного возбудителем болезни, а также другие участки территории, подозреваемые в загрязнении выделениями от больных восприимчивых животных, посыпаются хлорной известью из расчета 2 кг/м2 с последующим орошением водой (10 дм3/м2) без перекапывания.
Дезинфекция почвы помещений, мест, где находились трупы восприимчивых животных, проводится путем равномерного посыпания сухой хлорной известью с содержанием не менее 25% активного хлора из расчета 2 кг на 1 м2 площади с последующим увлажнением из расчета не менее 10 л воды на 1 м2 или 2% раствором теотропина при норме расхода 30 дм3/м2.
Если заключительные процедуры обеззараживания и дезинфекции совпадают с периодом дождей, почва обеззараживается с наступлением благоприятной погоды, в остальных случаях (текущая дезинфекция, обеззараживание почвы на месте падежа (убоя) или вскрытия трупа) - при любых погодных условиях.
Навоз посыпается сухой хлорной известью из расчета 0,5 кг/м2, затем перемещается в траншею и закапывается на глубину 1,5 м. Большие количества навоза остаются для биологического обеззараживания сроком на 1 год. Для этого края навозохранилища посыпаются сухой хлорной известью из расчета 2 кг на 1 м2.
35. Транспортные средства и другая техника (бульдозеры, экскаваторы и др.) после тщательной промывки дезинфицируются в зоне эпизоотического очага АБН на специально отведенной площадке, для чего используется одно из средств: 1,5%-ный формальдегид, 3%-ный фоспар или парасод, 1,5%-ный параформ, приготовленный на 0,5%-ном растворе едкого натра, 5%-ный хлорамин или другие разрешенные препараты согласно инструкциям по их применению. Указанные средства наносятся на дезинфицируемую поверхность из расчета 1 дм3 на 1 м2 с экспозицией 3 часа.
При аэрозольном методе дезинфекции автотранспорта используются формальдегид (38 - 40%-ный раствор) из расчета 60 см3/м3 и экспозицией 20 мин. или грубодисперсные аэрозоли растворов 1%-ного 5%-ного хлорамина из расчета 0,3 дм3/м2 с экспозицией 30 мин.
36. Контроль эффективности дезинфекции проводится по наличию/отсутствию в санитарных смывах с объектов государственного ветеринарного надзора жизнеспособных клеток золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus).
Верхняя одежда, белье, головные уборы, спецодежду и обувь персонала обеззараживаются парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °C, расходе формалина 75 см3/м3 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида.
Электрическое и электронное оборудование или приборы обрабатываются смесью спирта и эфира (1:1).
VII. Отмена карантина и последующие ограничения
37. Отмена карантина осуществляется через 30 дней после убоя больных восприимчивых животных и проведения других мероприятий, предусмотренных Правилами.
38. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, заключения о выполнении предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов АБН, направляет в течение 24 часов представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на подведомственной территории, где был зарегистрирован эпизоотический очаг АБН.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение дня принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории, где был зарегистрирован эпизоотический очаг АБН.
Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории, где был зарегистрирован эпизоотический очаг АБН, принимает руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).
-------------------------------------------
* В случае, если помещение для восприимчивых животных является единственным, любое перемещение павших и живых восприимчивых животных также осуществляется по решению специалиста госветслужбы.
** Данное требование распространяется на организации и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.* Данное требование распространяется на организации и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.