Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного контроля и надзора на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 10 октября 2016 года по 21 октября 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период со 27 октября 2016 года по 29 декабря 2016 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-16/00055732).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и предоставлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Целью предлагаемого регулирования является отмена лицензирования следующих видов деятельности в связи с дублированием контрольных мероприятий:
- перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
- осуществление буксировок морским транспортом (за исключением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах.
Проект акта разработан в инициативном порядке Минтрансом России на основании анализа контрольно-надзорных функций и полномочий в данных сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 17 марта по 24 марта 2017 года Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта. В ходе проведенных публичных консультаций позиции бизнес-сообщества представлены не были.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает регулирование, предлагаемое проектом акта, и отмечает, что цель, заявленная разработчиком в сводном отчете, будет достигнута.
Вместе с тем считаем целесообразным обратить внимание разработчика на необходимость учета следующих замечаний.
1. Положения части 2 статьи 3 проекта акта и статья 4 проекта акта устанавливают обязанность оператора порта или причала назначить лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации порта или причала, являющееся работником порта или причала.
Отмечаем, что действующим законодательством не предусмотрены требования в области безопасной эксплуатации порта (причала).
Вместе с тем действующим законодательством установлены требования безопасности, например, при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования портов*(1),*(2). В то же время в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 Закона о морских портах, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Минэкономразвития России отмечает, что проектом акта не определен круг вопросов для лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации порта или причала. В этой связи остается неясным, какие функции должно выполнять, а также соблюдение каких требований будет контролировать такое ответственное лицо.
Кроме того, к лицу, ответственному за обеспечение безопасной эксплуатации порта или причала, в соответствии с указанными нормами предъявляются профессиональные и квалификационные требования, требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также аттестации. При этом оператор порта или причала направляет капитану бассейна внутренних водных путей (капитану морского порта) информацию о назначении такого лица и соответствии этого лица указанным требованиям. При невыполнении указанных требований в соответствии с частью 2 статьи 3 проекта акта и статьи 4 проекта акта капитан бассейна (капитан морского порта) запрещает постановку судов к причалу (причалам).
Минэкономразвития России обращает внимание на отсутствие в действующем законодательстве профессиональных и квалификационных требований, требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации порта или причала.
Таким образом, нормы, указанные в статьях 3 и 4 проекта акта, являются в настоящее время невыполнимыми на практике. С учетом того, что проект акта вступает в силу по общим правилам через 10 дней после опубликования, отмечаем риски вынужденных формальных отказов на постановку судов к причалам.
2. В соответствии со статьей 5 проекта акта юридические лица и индивидуальные предприниматели, на момент вступления в силу проекта акта осуществляющие деятельность, указанную в статье 2 проекта акта, должны уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об осуществлении такой деятельности в месячный срок.
Отмечаем, что на 23 марта 2017 г. количество лицензий составило:
- перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов - 637 лицензии;
- осуществление буксировок морским транспортом (за исключением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) - 230 лицензий;
- осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах - 685 лицензий*(3).
Учитывая количество выданных лицензий и срок, в течение которого необходимо уведомить об осуществлении деятельности, среднее ежедневное количество уведомлений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составит более 50 штук в день*(4). В этой связи отмечаем риски несвоевременности обработки таких документов.
Кроме того, отмечаем, что Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со статьей 19.7.5-1 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Учитывая месячный срок, предусмотренный проектом акта для подачи такого уведомления, и неосведомленность значительного числа лицензиатов о планируемых изменениях законодательства, предусмотренных проектом акта, а также сроки вступления его в силу, можно предположить, что за указанное правонарушение могут быть привлечены, например, 30% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В таком случае на субъектов предпринимательской деятельности могут быть наложены административные штрафы в размере более 4,6 миллионов рублей*(5).
Таким образом, считаем необходимым увеличить срок возможности подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности не менее, чем до 6 месяцев, а также проработать вопрос уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется норма статьи 5 проекта акта, о необходимости представить такие уведомления.
3. В соответствии со статьей 2 проекта акта на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозок морским и внутренним водным транспортом грузов, в том числе и опасных грузов, а также осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность и буксировку, распространяется действие федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав). В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите прав юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления такой деятельности в соответствии с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584.
Вместе с тем проектом акта не предусмотрен порядок уведомления об осуществлении деятельности, указанной в статье 2 проекта акта, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять такую деятельность на момент вступления в силу проекта акта. В этой связи считаем целесообразным указать, в каком виде и по какой форме предоставлять такое уведомление, либо дать отсылку на действующие нормативно-правовые акты, регулирующие эти вопросы.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах, утвержденные приказом Минтранса России от 9 января 1996 г. N 2.
*(2) ПОТ РО-00030171-99. Правила по охране труда при выполнении перегрузочных работ в речных портах, утвержденные Минтрансом России 30 декабря 1999 г.
*(3) Реестр лицензиатов. Официальный портал Федеральной службы по надзору в сфере транспорта http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii/
*(4) При расчете общего количества организаций, на которые распространяется норма статьи 5 проекта акта (1552 организации), и 30 дней, в течение которых уведомление должно быть направлено.
*(5) При расчете административного штрафа в 10 тысяч рублей на 30% от общего количества организаций, на которые распространяется норма статьи 5 проекта акта (1552 организации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.