Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части усиления ответственности за коррупцию)"
(подготовлен Минюстом России 06.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части усиления ответственности за коррупцию)" (далее - законопроект) подготовлен в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за коррупцию)", разработанным во исполнение подпункта 7 пункта 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 14 февраля 2017 г. N 57 и направленным в том числе на включение нематериальных преимуществ в предмет взятки.
Внесение данных изменений в уголовное законодательство Российской Федерации обусловлено необходимостью выполнения рекомендации iv Группы государств против коррупции (ГРЕКО), данной Российской Федерации по итогам третьего раунда оценки национального законодательства по теме "Криминализация преступных деяний", которая предписывает расширить сферу действия положений о взяточничестве Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) с тем, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.
Вместе с тем основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Таким образом, включение в предмет преступлений, предусмотренных статьями 184, 204 и 290 УК РФ, услуг неимущественного характера, неимущественных прав и иных неправомерных преимуществ, требует изменения вышеуказанного понятия "коррупция".
Уточнению подлежат также положения диспозиции части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.