Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за коррупцию)"
(подготовлен Минюстом России 06.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за коррупцию)" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта 7 пункта 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 14 февраля 2017 г. N 57 в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части усиления ответственности за коррупцию)" и направлен на установление уголовной ответственности за подкуп третейских судей, а также включение нематериальных преимуществ в предмет взятки.
Так, ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года (далее - Конвенция), Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по приведению национального уголовного законодательства в соответствие с содержащимися в Конвенции положениями, направленными на борьбу с активным и пассивным подкупом должностных лиц как в публичном, так и в частном секторах.
Мониторинг имплементации антикоррупционных правовых инструментов Совета Европы, в том числе Конвенции, возложен на Группу государств против коррупции (ГРЕКО), которая учреждена Соглашением, принятым Резолюцией (99) 5 Комитета министров Совета Европы от 1 июня 1999 г.
Одной из рекомендаций ГРЕКО (рекомендация ii) является ратификация Дополнительного протокола к Конвенции (Страсбург, 15 мая 2003 г.), предусматривающего в статьях 2 - 4 установление уголовной ответственности за активный и пассивный подкуп национальных третейских судей (арбитров), а также подкуп иностранных третейских судей (арбитров).
Следует отметить, что порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже).
Согласно части 3 статьи 1 Закона об арбитраже в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Закона об арбитраже арбитраж (третейское разбирательство) представляет собой процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения). Арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.
Арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам (статья 18 Закона об арбитраже).
Статьей 51 Закона об арбитраже установлено, что арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража, а также перед постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.
В связи с этим представляется, что отсутствие уголовной ответственности арбитра за злоупотребление своими функциями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений арбитров (третейских судей) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц вопреки задачам своей деятельности.
Не менее важной рекомендацией ГРЕКО, данной Российской Федерации по итогам третьего раунда оценки национального законодательства и практики борьбы с коррупцией по теме "Криминализация преступных деяний", является рекомендация iv, предписывающая расширить сферу действия положений о взяточничестве Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.
Согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации предметом взятки (коммерческого подкупа) могут быть только деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (статьи 204 и 290 УК РФ).
Судебная практика также исходит из того, что "переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта" (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях").
Таким образом, имеет место явное различие между определением предмета подкупа в российском уголовном законодательстве и в Конвенции, где он определяется как неправомерное преимущество. При этом согласно Конвенции неправомерное преимущество может быть как материальным (имеющим денежную оценку), так и нематериальным (не имеющим денежной оценки).
На основании изложенного законопроектом предлагается предусмотреть ответственность арбитров (третейских судей) в статье 204 "Коммерческий подкуп" УК РФ, а также включить в предмет данного преступления и преступлений, предусмотренных статьями 184 и 290 УК РФ, услуги неимущественного характера, неимущественные права и иные неправомерные преимущества.
Внесение данных изменений в УК РФ требует внесения корреспондирующих изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.