Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 03.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2017 N пр-140ГС от 24.01.2017 (ч.1 пп. "г" п.1) о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Законопроектом в целях однозначного толкования предусматривается уточнение терминов "отходы производства и потребления", "норматив утилизации отходов от использования товаров", исключение требований о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих самостоятельно утилизацию произведённых ими товаров, утративших потребительские свойства.
Дополнительно введен термин "раздельное накопление отходов", определяющий способ обращения с отходами, обеспечивающий образование раздельно складированных отходов от использования товаров при отчуждении права собственности на них физическим лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в местах раздельного накопления.
Статьей 13.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Законопроектом дополняется указанная статья нормой, определяющей необходимость общественного обсуждения территориальной схемы обращения с отходами до утверждения путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законопроектом вводится дополнительная норма, определяющая, что в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по их утилизации с индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом.
Законопроектом уточнены нормы статьи 24.2 и 24.5, касающиеся того, что нормативы устанавливаются как для товаров, так и для упаковки. В проектируемой редакции статьи однозначно определяют условия, при которых у производителей товаров возникает ответственность за утилизацию отходов от использования товаров, а также - за утилизацию упаковки, потерявшей потребительские свойства.
Дополнительно предусматривается внесение изменений в часть 1.1. статьи 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях определения возможности издания лицензирующим органом лицензии о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в приложении к которой указываются виды отходов I - IV классов опасности либо группы, подгруппы, позиции отходов с одинаковым агрегатным состоянием, физической формой, классом опасности, установленные в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, и соответствующие им виды деятельности.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", определяется, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают с использованием единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях осуществления общественного контроля в области обращения с отходами, установленного статьей 27 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды. Предусматривается, что создание государственной информационной системы общественного контроля закрепляются за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, определяются функции и оператор государственной информационной системы общественного контроля. Законопроектом определяется, что порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработанный законопроект обеспечивает исполнение вышеуказанного поручения Президента российской Федерации за счет снижения административных барьеров при осуществлении утилизации отходов, четкого определения условий, при которых осуществляется образование отходов от использования товаров, которые могут в дальнейшем направляться на утилизацию. Тем самым созданы условия, стимулирующие деятельность по переработке отходов производства и потребления, вовлечение малого бизнеса и населения в деятельность по раздельному накоплению отходов для их дальнейшей переработки. Также определены нормы, обеспечивающие участие населения при разработке территориальных схем обращения с отходами и выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.