Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" и о внесении изменений в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 07.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" и о внесении изменений в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях исполнения пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1827 по итогам Восточного экономического форума 2-3 сентября 2016 года.
В настоящее время статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, согласно которому основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. При этом согласно подпункту 33 пункта 2 указанной статьи, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток заключается без проведения торгов.
Вместе с тем, правоприменительная практика свидетельствует о том, что реализация резидентами свободного порта Владивосток права на предоставление земельного участка в аренду в упрощенном порядке существенно затруднена. При этом большая часть существующих проблем носит административный характер и связана со злоупотреблениями со стороны уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, либо с отсутствием заинтересованности со стороны уполномоченных органов в проведении с резидентами свободного порта Владивосток работы по обеспечению их земельными участками для реализации инвестиционных проектов.
Так, числу распространенных проблем относятся злоупотребления, связанные с отказами в предоставлении земельных участков резидентам свободного порта Владивосток по формальным основаниям и последующая передача испрашиваемых земельных участков государственным (муниципальным) учреждениям, либо организация аукционов на заключение договора аренды земельного участка непосредственно после подачи резидентом свободного порта Владивосток заявления о предоставлении данного земельного участка для реализации соглашения об осуществлении деятельности (впоследствии аукцион признается несостоявшимся ввиду отсутствия его участников), в целях воспрепятствования получению испрашиваемого земельного участка резидентом свободного порта Владивосток.
Сложившаяся практика предоставления резидентам свободного порта Владивосток земельных участков порождает большое количество конфликтных ситуаций, обращение резидентов свободного порта Владивосток с жалобами в управляющую компанию, судебные споры. Результатом является существенное затягивание сроков реализации соглашений об осуществлении деятельности, снижение заинтересованности инвесторов в реализации инвестиционных проектов на данной территории, ухудшение инвестиционного климата на территории свободного порта Владивосток, что противоречит целям Федерального закона "О свободном порте Владивосток".
Проектом федерального закона предлагается в целях координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков резидентам свободного порта Владивосток дополнить перечень полномочий наблюдательного совета свободного порта Владивосток полномочием по формированию специальной земельной комиссии свободного порта Владивосток.
К функциям земельной комиссии свободного порта Владивосток предлагается отнести следующие: рассматривать заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности, если заявка содержит сведения о необходимости предоставления земельного участка для осуществления заявленной предпринимательской деятельности; решать вопрос о возможности предоставления земельного участка на территории свободного порта Владивосток для осуществления заявленной предпринимательской деятельности; давать членам земельной комиссии свободного порта Владивосток обязательные для исполнения поручения и рассматривать отчеты об исполнении указанных поручений; запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию; заслушивать на своих заседаниях должностных лиц по вопросам, связанным с целями деятельности земельной комиссии свободного порта Владивосток.
В состав земельной комиссии свободного порта Владивосток в обязательном порядке включаются заместитель руководителя уполномоченного федерального органа, руководитель управляющей компании, заместители руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток, главы администраций муниципальных образований, территории которых относятся к территории свободного порта Владивосток, а также руководители территориальных органов Росреестра и руководители территориальных органов Росимущества, реализующих полномочия в установленной сфере деятельности на территориях, входящих в состав территории свободного порта Владивосток.
Помимо этого, в качестве гарантии использования предоставленного земельного участка в целях реализации соглашения об осуществлении деятельности, проектом федерального закона в перечень существенных нарушений резидентом свободного порта Владивосток условий соглашения об осуществлении деятельности включено использование земельного участка, предоставленного резиденту свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов, для осуществления видов деятельности, не предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности.
Также проектом федерального закона уточняется формулировка подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно предлагаемым изменениям, резиденту свободного порта Владивосток в аренду без торгов предоставляется земельный участок, который необходим для реализации соглашения об осуществлении деятельности. В действующей редакции указанного подпункта такое ограничение отсутствует.
Предусмотренные проектом федерального закона изменения позволят оперативно решать вопросы обеспечения резидентов свободного порта Владивосток земельными участками, необходимыми для реализации соглашений об осуществлении деятельности, исключить злоупотребления и снизить административные барьеры и при предоставлении земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без торгов, тем самым будут способствовать улучшению инвестиционного климата на территории свободного порта Владивосток и достижению целей Федерального закона "О свободном порте Владивосток".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.